Гравюра по дереву: Что такое гравюра и как она изготавливается?

Содержание

Что такое гравюра и как она изготавливается?

Многих современных ценителей искусства интересует вопрос о том, что такое гравюра, какие имеются техники и виды гравюр.

Содержание статьи

 

Гравюра — разновидность графического искусства, суть которого состоит в нанесении на выбранный в качестве холста материал оттиска какого-либо рисунка. В результате получается картина, процесс создания которой не требует применения кистей либо полотен. Для получения гравюры нужно иметь доску с выбитым на ней изображением, краски и материал, на который планируется наносить оттиск.

Историческое прошлое

Первые гравюры появились на Востоке. Примерно в VI веке н. э. китайские мастера использовали технику гравирования для создания печатей, клейм и оттисков. Такой вид гравюры был лишен изящества и мало напоминал произведения искусства, создавались гравюры с чисто практическими целями. Оттиски делались на мягких породах деревьев. Гравирование на дереве получило название ксилографии.

Гравюра

Европейцам искусство гравировки стало известно лишь в конце XIV — начале XV века. Новая техника использовалась для изготовления игральных и географических карт, книг и документов. К примеру, в Германии распространились гравированные листки с оттисками Священного Писания и картинками, изображающими библейские сюжеты.

В России техника гравировки распространилась лишь во второй половине XV века. Тогда же появились первые граверы.

Техника гравировки

Изначально для изготовления гравюр использовались черные краски, с помощью которых нельзя было прорисовывать пятна, создавать светотень и применять иные художественные приемы. Такая ограниченность не позволяла использовать все преимущества гравирования и создавала массу проблем, решить которые удалось венецианцу Уго да Карпи. Изобретатель предложил использовать несколько досок с одинаковым рисунком, но с разными красками, на него нанесенными.

Новая техника получила название цветной ксилографии. Она позволяла использовать гравирование для создания художественных шедевров, но была трудоемкой, потому не нашла широкого применения. Лишь в конце XIX века появилась возможность использовать данный вид гравюры в широких масштабах.

Гравирование, или ксилография, вне зависимости от цвета, использованных красок, позволяло сделать множество одинаковых рисунков. Оригинальный оттиск использовался до тех пор, пока полностью не стиралась картинка, на нем выбитая.

В качестве доски для нанесения рисунка дерево использовалось недолго, уже в конце XV века, граверы научились делать резцовую гравюру на металле, в частности, использовались медные доски. Медь позволяла самостоятельно определять длину и ширину линий, рисунок получался более глубоким, отпечаток — четким и насыщенным. Благодаря овладению техникой гравировки на металле художникам удавалось создавать достаточно сложные рисунки.

Развитие гравировочного искусства не могло остановиться на использовании всего лишь нескольких материалов.

В начале XVII века граверами изобретается новая техника создания досок, с которых делался оттиск, получившая название «офорт». С этих пор на доску воздействовали не только механически, прижимая ее к материалу, на котором должен был проявиться оттиск, но и химически.

Новая техника исполнения позволила усовершенствовать граверное искусство, создавая не отдельно взятые образы, а портреты, натюрморты, сатирические рисунки. В особенности если для изготовления оттиска использовалась цветная гравюра. С некоторых пор превратить в гравюру можно было любое произведение искусства.

Разновидности гравюры

В зависимости от характера нанесения рисунка выделяют следующие виды данного искусства.

Выпуклые. Гравюра, выполненная в основном на дереве. Вплоть до конца XVIII века для изготовления таких гравюр использовались плоские отполированные доски продольного распила. Выбранная доска загрунтовывалась, поверх грунтовки с помощью пера наносился рисунок. Линии с обеих сторон отрезались, а дерево между ними выбивалось при помощи долота на глубину до пяти миллиметров. В результате получались выпуклости, на которые при помощи специального валика наносилась краска. Аналогичными качествами обладали:

  1. Рельефная гравюра. Позволяла сделать всего оттиск.
  2. Торцовая ксилография. Позволяла сделать до 1500 оттисков.
  3. Линография. Можно было изготовить до 500 оттисков.

Углубленные. Вид гравюры, получающийся механическим либо химическим способом. В заранее подготовленной пластине из меди, латуни, цинка или железа делается рисунок, состоящий из углубленных комбинаций линий и точек.

В полученные углубления при помощи валика наносится краска, сверху пластина покрывается мокрой бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Разновидностью углубленных гравюр являются:

  • резцовая гравюра;
  • офорт;
  • гравюра сухой иглой;
  • мягкий лак;
  • пунктирная гравюра;
  • акватинта;
  • меццо-тинто;
  • лавис.

Плоские. Вид гравюры, получающийся при использовании техники литографии. В качестве материала для изготовления данного вида гравюры используется особая порода известняка. Известняковая пластина сглаживается, полируется либо, наоборот, оттачивается до появления шероховатой поверхности.

На подготовленную пластину при помощи специального карандаша наносится литографская тушь. Готовый рисунок покрывается кислотой и гуммиарабиком. Подобное травление делает места, покрытые рисунком, восприимчивыми к краске. При этом свободное от рисунка пространство начинает отталкивать краску.

Готовая доска покрывается краской, после чего с нее можно делать любой оттиск.

Цветные. Техника получения цветных гравюр описана выше. На сегодняшний день цветной вид гравюры можно встретить повсеместно, хотя техника их изготовления практически не изменилась.

Гравюра как вид искусства была популярна в Советском Союзе. Гравирование использовалось для изготовления агитационных плакатов и листовок. Современные художники редко когда практикуют изготовления гравюр, поэтому техника эта вновь используется для изготовления печатной продукции.

суть ксилографии, история, особенности техники гравюры на дереве. Примеры ксилографий разных исторических эпох

Ксилография — это гравюра на дереве, разновидность тиражной графики, техника высокой печати на бумаге посредством оттиска зеркального изображения с гравированной деревянной доски. Название термина ксилография происходит от двух греческих слов (xýlo — дерево и grapho — пишу).

История ксилографии

Ксилография — древнейший технический прием тиражного (массового) размножения изображений, история этого вида графического искусства насчитывает, по самым скромным подсчетам, свыше 1500 лет.

Ксилография возникла в Древнем Китае в VI веке нашей эры и оттуда проникла в соседние государства (Корею и Японию). Наиболее древний образец этой техники — печатный буддийский текст с рисунками «Алмазная сутра», датированный 868 годом нашей эры, сегодня хранится в архиве Британской библиотеки.

В Европе ксилография появилась значительно позже, лишь в конце XIII века, когда итальянские мастера научились изготавливать бумагу промышленным методом. Из Италии техника печати с использованием рельефных деревянных досок распространилась в другие страны Европы.

После изобретения книгопечатания в 1445 году ксилография быстро становится основным способом создания черно-белых иллюстраций к книгам. Но уже в начале XVI века ее начинает вытеснять офорт — новая техника глубокой печати с использованием металлических пластин.

В России в XVII веке появился и быстро распространился особый вид печатной графики на основе ксилографии — лубок. Его отличительная особенность — раскраска вручную печатного оттиска на бумаге. Вплоть до середины XIX века лубки массово использовали для изготовления ярких картинок на различные тематики:

  • религиозную и философскую;
  • сказочную и историческую;
  • былинную и патриотическую;
  • пропагандистскую и юридическую.

В конце XVIII века англичанин Томас Бьюик (Thomas Bewick) изобрел торцевую или поперечную ксилографию. С этого времени техника высокой печати с деревянных досок снова обретает былую популярность. Ее начинают использовать не только для создания иллюстраций, но и для изготовления высококачественных репродукций картин известных художников.

В конце XIX — начале XX века с появлением новых полиграфических технологий (офсетной и трафаретной) ксилография утрачивает широкое практическое значение. В настоящее время лишь немногие художники-энтузиасты используют эту древнюю печатную технику для создания оригинальных произведений искусства.

Виды ксилографии и их особенности

По общепринятой в графическом искусстве классификации ксилографию разделяют на две основных разновидности: продольную и торцевую. Каждая из них имеет свои отличительные особенности.

Техника продольной или обрезной ксилографии основана на древнем способе изготовления набоек (набивок) для печати узоров на ткани. На гладко отполированную плоскую продольную поверхность доски из древесины мягких пород (липы или груши) наносили рисунок. Затем линии рисунка с двух сторон обрезали острым ножом. Большие углубления фона картинки создавали с помощью стамесок различной ширины.

Изготовленную форму использовали для печати изображения на бумаге под прессом. Линии рисунка на оттиске получались черными, а вырезанные участки — белыми.

Недостатки данной техники — очевидны. Это — узкий линеарный диапазон и малый срок службы готовой печатной формы. На продольном срезе мягкой древесины невозможно отобразить тонкие переходы тона и мелкую штриховку исходного рисунка. Кроме того, под давлением печатного пресса древесина быстро деформировалась. С помощью техники продольной гравюры на дереве можно изготовить лишь несколько сотен качественных оттисков.

Торцевая ксилография лишена указанных выше недостатков. При изготовлении форм для этого способа печати используют поперечный срез доски из дерева твердых пород (самшита). Такой исходный материал хорошо поддается тонкой обработке специальными резцами — штихелями. Изготовленные формы легко выдерживают тиражирование десятков тысяч оттисков.

Особое место в истории ксилографии занимает техника кьяроскуро (усовершенствованной гравюры по дереву). Ее изобрел в начале XVI века итальянец Уго да Карпи (Ugo da Carpi). Он предложил использовать для создания оттисков несколько готовых форм. На каждой из них художник вырезал часть общей композиции, а затем последовательно делал отпечатки на бумаге красками разных оттенков. Из плавного сочетания и контрастов цветовых пятен получались оригинальные гравюры небольшого тиража.

Область применения ксилографии

Различные техники ксилографии на протяжении многих столетий издатели использовали в печатном деле при создании:

Шедевры древнего искусства ксилографии сегодня представляют большую культурную и историческую ценность. Многие из них занимают видные места в экспозициях музеев и частных собраниях искусства меценатов. А портал Very Important Lot предоставляет коллекционерам всего мира уникальную возможность принять участие в аукционах и приобрести предметы антиквариата. На нашем сайте также можно недорого купить картины, скульптуры, графику современных художников без посредников.

Про гравюры » Что такое ксилография, разновидности и техники гравюры на дереве?

Что такое ксилография? Виды ксилографии

Ксилография — гравюра на дереве, вид печатной графики, один из видов гравюры, художник-ксилограф вырезает механическим способом с помощью специальных инструментов: резцов, штихилей изображение на поверхности деревянной доски. Создаваемая печатная форма (клише для будущих оттисков) выполняется методом ручного гравирования поперенесенному эскизу на поверхность доски. Работа всесьма трудоемкая и кропотливая, требующая от мастера усердия и старательности. Графические изображения в данной технике отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой

типографской краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения.

История ксилографии, гравюры на дереве

Резцовая гравюра на дереве берет свое начало в странах Дальнего Востока. В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века, а в Японии — фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия.

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку

.

К одной из самых ранних из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке.

В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке, указано, что мастер Ван Чи (Ван Цзе) вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Предшественники ксилографии: эстампажи и печать притиркой

Косвенным предшественником ксилографии отдельные исследователи предлагают считать эстампаж — технику получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.) — это получение оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят краску на водной основе (водяную краску). В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов — чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями. Этот способ имел применение и в дальнейшем, уже с появлением гравюры на дереве. Есть предположения о том, что он мог оказать влияние на отдельные стилистические приёмы старой китайской гравюры, в которых можно наблюдать подражание эстампажу, что выражается наличием белого штриха по цветному или чёрному фону или силуэтам.

Усматриваются сходство с «эстампажем» и в приёмах печати «торцовой гравюры притиркой» — единственном возможном способе получения качественных оттисков с досок малых форматов

Техника создания оттисков в ксилографии

Рассмотрим в общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему

Продольная (обрезная) гравюра

Техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке — толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2—5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной деревянной гравюры» — господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV — начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив — белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные художники и мастера-ксилографии работающие в технике продольной ксилографии применют в своей работе помимо ножей также инструменты, используемые в технике «линогравюра». К этим инструментам относят: угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, — прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда — в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV—XV веков. В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик. (1753—1828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

Инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Данную технику называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры — «репродукционная».

особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум — тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив — торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

К техническим недостаткат торцовой гравюры (торца) можно отнести:

  • во-первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений;
  • во-вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов.

Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера.

Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше, что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы.

Использование пластика — позволяет решить обе эти проблемы

Мастера ксилографии

Известные художники и мастера работавшие в технике ксилография — резцовая гравюра на дереве. Иллюстративные и отдельные самостоятельные художественные произведения.

  • Мастер E. S. (1420-е — около 1468) — немецкий художник.
  • Альбрехт Дюрер (1471—1528) — немецкий художник.
  • Лукас ван Лейден (1494—1533) — голландский художник.
  • Жан-Мишель Папийон (1698—1776) — французский график.
  • Томас Бьюик (1753—1828) — английский гравёр и орнитолог.
  • Мориц Ретч (1779—1857) — немецкий гравёр и иллюстратор.
  • Эдмунд Эванс (1826—1905) — английский гравёр
  • Холевиньский, Юзеф (1848—1917) — польский художник, график, гравер.
  • Василий Васильевич Матэ (1856—1917) — русский художник, гравёр
  • Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871—1955) — российская и советская художница.
  • Павел Яковлевич Павлинов (1881—1966) — русский и советский график.
  • Дмитрий Исидорович Митрохин (1883—1973) — русский график.
  • Владимир Андреевич Фаворский (1886—1964) — русский советский график.
  • Гиббингс Роберт (1889—1958) — ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.
  • Франс Мазерель (1889—1972) — бельгийский график.
  • Мауриц Корнелис Эшер (1898—1972) — нидерландский график.
  • Геннадий Дмитриевич Епифанов (1900—1985) — русский советский график.
  • Михаил Владимирович Маторин (1901—1976) — русский советский график.
  • Йон Савио (1902—1938) — саамский норвежский художник.
  • Андрей Дмитриевич Гончаров (1903—1979) — советский художник.
  • Владимир Елпидифорович Кайдалов (1907—1985) — узбекский советский график.
  • Фёдор Денисович Константинов (1910—1997) — русский советский график.
  • Яков Яковлевич Гнездовский (1915—1985) — американский художник украинского происхождения
  • Сердюков Владимир Иванович (28.02.1924—26. 03.2003) — советский и российский художник-график, мастер черно-белой и цветной ксилографии и книжной графики, живописец, иллюстратор и реставратор ксилографии. .
  • Аркадий Михайлович Колчанов (1925—2008) — советский и российский график.
  • Анатолий Иванович Калашников (1930—2007) — советский график.
  • Хасуи Кавасэ (1883—1957) — японский график.
  • Михаил Михайлович Верхоланцев (1937) — советский и российский график.
  • Сердюков Николай Владимирович (1952) — советский и российский художник-график, мастер ксилографии и литографии, промышленный-дизайнер, педагог изобразительного искусства.

Смотрите также

Сотни издательств, в числе которых наиболее известные, чьи полиграфические произведения навсегда запечатлели имена своих основателей:

  • Эльзевиры,
  • Пискаторы,
  • Альдины,

и многие другие, на протяжении всей истории книгопечатания постоянно, даже в не самые благоприятные для развития этой техники периоды, обращались к ксилографии как к одному из средств формирования и оформления своих изданий:

  • иллюстрирования,
  • репродуцирования,

При оформлении печатных ихданий, создания книжного декора:

  • инициалов,
  • буквиц,
  • заставок
  • бордюров
  • и так далее.

Прибегают в той или иной форме и непосредственно к ксилографии, и к воспроизведению фрагментов (в том числе для издательских знаков) лучших её образцов или к имитации её характерных, выигрышных качеств, современные издательские дома, и такие весьма известные и влиятельные как

  • Elsevier,
  • Skira
  • и многие другие.

Любопытный пример использования в отдельных своих изданиях фрагментов репродукций ксилографий, в частности — изображения животных на некоторых обложках своей полиграфической продукции, даёт американская издательская компания O’Reilly Media.

Одной из основных техник при создании книжных знаков продолжает оставаться ксилография.

Гравюра на дереве — Немецкая гравюра

Гравюра на дереве, или ксилография возникла в Европе на рубеже XIV и XV веков. Появилась она в мастерских резчиков по дереву и мастеров по набивке тканей.

Гравюра на дереве относится к технике высокой печати – одному из трех видов гравюры. Для ксилографии используют деревянную доску, обычно грушевую или буковую. Для ранних ксилографий, которые назывались продольными или обрезными гравюрами, применялись доски продольного распила. Такие доски могли достигать больших размеров. Так как волокна дерева шли параллельно поверхности, каждая линия рисунка, нанесенного на доску, обрезалась с двух сторон остроконечным ножом, а фон удалялся. Получался своеобразный рельеф линейного рисунка, на который наносилась краска. Лист бумаги притирали к доске тряпкой или специальной косточкой для притирки бумаги и получали отпечаток. Позднее для печати гравюр стали использовать типографский станок. Ввиду того что ксилография была тесно связана с книгопечатанием, очень рано в этой технике произошло разделение труда. Художник создавал рисунок, резчик резал гравюру, печатник в типографии делал оттиски с досок. Опытные мастера ксилографии хорошо знали особенности резьбы по дереву и, создавая рисунки для обрезной гравюры, учитывали их. Известно, что А. Дюрер, учась в мастерской М. Вольгемута, а также во время путешествия по немецким землям, неоднократно принимал участие в работе резчиков. Став самостоятельным художником, он имел своих мастеров-резчиков, работавших под его наблюдением. Большое значение придавал Дюрер и качеству отпечатков, поэтому всегда следил за работой печатников, пока не добивался необходимого эффекта.

При работе в обрезной гравюре на дереве возникают определенные трудности, так как сопротивление волокнистого материала ножу неравномерно на разных участках доски. Рельефные линии рисунка, вырезанного на доске, очень хрупкие. От частого использования доски (тиража) они начинали ломаться и выпадать, в композиции образовывались пустоты. Постепенно изображения погибали, и доски выбрасывали, поэтому до наших дней сохранилось мало старых досок.

Но, в отличие от углубленной гравюры, деревянная доска с вырезанным на ней изображением близка к типографскому набору. Картинка хорошо ложится на странице книги рядом с текстом и часто используется в книжной иллюстрации.

Гравюры высокой печати | АРТконсервация

Обрезная гравюра на продольном дереве. Этот вид ксилографии самый древний и в классическом своем виде сейчас почти совсем не употребляется. Гравюра режется на продольной доске с однородным по плотности слоем и достаточно твердой, чтобы не заминаться при печати. Обычно употребляют для этой цели грушу, яблоню, бук, клен, ольху, для тонких работ — пальму и самшит. В случаях, когда тиражность не имеет значения, можно резать на липе, березе, фанере.

На доску пером или кистью наносят какой-либо краской (сейчас обычно тушью) рисунок. Затем ножами различной формы и разных размеров обрезают все штрихи и пятна (поэтому этот вид гравюры и называют обрезной), углубляя поверхность доски со всех сторон элементов изображения. Для этого, чтобы вырезать линию, нужно, таким образом, сделать с обеих сторон ее по два реза, один по границе линии наклонно от нее и другой — тоже наклонно, но навстречу первому, чтобы подрезать и вынуть продолговатый кусочек дерева, ограничивающий линию. Когда все штрихи обрезаны, то долотцами и круглыми стамесками выбирают оставшиеся пробельные места. На полученный таким образом рельеф валиком или тампоном наносят типографскую краску и притискивают бумагу вручную притиркой косточкой или в станке.

В современной гравюре на продольном дереве основным инструментом служат различные угловые или круглые стамески (штихели). В отличие от вышеописанного способа гравирования, где изображение формируется черным штрихом по белому фону, здесь наоборот — белым по черному. Такой вид гравюры правильно называть не обрезной, а продольной гравюрой на дереве. Иногда употребляют для этого вида ксилографии породы дерева с неоднородным слоем, например, ель или сосну. В этом случае используется фактура слоя и суков для своеобразного эффекта.

Торцовая гравюра на дереве. Этот вид ксилографии отличается от предыдущего тем, что берется торцовая доска, т. е. доска поперечного распила. Используют для этой цели твердые породы дерева: пальму, самшит, бук, грушу. Но для более грубых работ можно употреблять и другие, более мягкие породы, например, березу. Так как толщина ствола обычно меньше, чем требуемый размер гравюры, то доски склеивают из отдельных кусочков. Инструментами служат штихели — стальные стержни различного сечения, косо заточенные, аналогичные тем, что употребляются для резцовой гравюры на металле. Движение штихеля выбирает из доски стружку, оставляя углубленную канавку на поверхности доски. При печати такая бороздка даст белую линию. Таким образом, в отличие от обрезной гравюры, работа гравера ведется белым штрихом по черному фону.

С помощью тонких частых линий можно достигнуть впечатления тона различной силы, в зависимости от толщины штрихов и расстояния между ними. Это использовалось в репродукционной ксилографии. Поэтому в недалеком прошлом торцовая гравюр.

Тиражность гравюры на дереве зависит от породы дерева и тонкости резьбы. Гравюpa на торцовой доске обладает большей прочностью отдельных штрихов, чем в обрезной гравюре. Зато торцовая доска легко может расколоться при небрежном обращении. Принято считать в издательской практике, что деревянная доска может дать 25 000 полноценных оттисков. Но в старое время с доски получали гораздо больший тираж. Так, исследователь первопечатной русской книги А.С.Зернова подсчитала, что гравированные доски выдерживали при многократном использовании по 250 000 оттисков.

Гравюра на пластмассе. В последнее время, когда торцовую доску достать бывает нелегко, да и дорого, все чаще используют в качестве материала для печатной формы различные пластмассы. Гравируются эти доски теми же штихелями, что и при торцовой гравюре.

Линогравюра. Для этого вида гравюры используется хорошо отшлифованный линолеум. Гравируется форма угловыми и круглыми стамесками (штихелями). Процесс работы по сути тот же, что и описанный выше, при современной продольной ксилографии, да и конечный результат по своему виду почти не отличается от гравюры на дереве.

Высокая гравюра на металле. Этот вид гравюры был в употреблении в 15-16 вв. Материалом служили медь, латунь, олово или свинец. Металлическая пластина обрабатывалась штихелями и, в случае мягкого металла, ножами, как в обрезной гравюре. По внешнему виду оттиски с таких досок были похожи на обрезную гравюру на дереве. Иногда при этой технике употребляли различной формы пуансоны, т. е. металлические стержни, один конец которых утоньшен и имеет сечение кружочка, звездочки или какое-либо другое. Ударом молоточка по противоположному концу этого стержня выбивают в металле углубления той формы, которую имеет рабочий конец пуансона. В результате в оттиске получаются белые кружочки или звездочки на черном фоне. Применение пуансонов особенно было распространено в последней трети 15 в. Гравюры такого рода называются пуансонными. Они представляют собой обычно силуэтные изображения, проработанные белым штрихом и декорированные мелкими белыми кружочками и звездочками.

Автоцинкография. Эту технику называют еще жилотажем (по имени изобретателя К. Жило), гратографией, высоким офортом и травлением. Суть ее заключается в том, что на металлическую пластину наносят рисунок кислотоупорным составом. Обычно это типографская краска, присыпанная по окончании рисунка порошком асфальта. После нагревания асфальт расплавляется и соединяется с краской, образуя кислотоупорный слой. Затем пластинку травят кислотой или иным травящим раствором. Благодаря травлению рисунок становится выпуклым.

Можно поступить иначе: закрыть всю металлическую пластину кислотоупорным лаком и процарапывать рисунок иглой или скребком. При травлении будут углубляться только места, обнаженные процарапыванием.

Если в первом случае мы получаем изображение черным по белому, то во втором, наоборот, белым по черному, как в торцовой гравюре на дереве. Вырезание рельефного изображения с целью получить с него оттиски на каком-либо материале уходит в глубокую древность. Ближайшего предка гравюры на дереве, очевидно, нужно видеть в набойке — способе орнаментации ткани путем отпечатывания на ней вырезанного на дереве рельефного изображения. Ранние образцы набойки, дошедшие до нашего времени, — это набойки на коптских тканях 4-6 вв. нашей эры. Но существовала она значительно раньше, очевидно, с эллинистического времени.


Однако говорить о гравюре в собственном смысле слова можно лишь с появлением бумаги, так как потребность в размножении изображений (а именно в этом и состоит смысл гравюры) целесообразно реализуется только при наличии относительно дешевого материала, на котором она может быть напечатана.

Бумага была изобретена в Китае во 2 в. нашей эры, и с этого времени известны первые оттиски с каменных рельефов путем эстампирования. В 6 в. известна уже гравюра на дереве в собственном смысле этого слова. Первый оттиск гравюры на дереве, дошедший до нас, датирован 868 годом.

Из Китая ксилография распространилась по всему Дальнему Востоку, где она применялась главным образом для изготовления гравированных буддийских книг, в которых на фронтисписе помещалось изображение Будды.

В арабских странах гравированные книги стали делать, по-видимому, с 10 в.

В Европе гравюра на дереве стала известна в конце 14 — начале 15 в. Это совпадает с появлением первых бумажных мельниц в Германии (около 1400 г.). И производство бумаги, и печатание на ней гравюр, совершенно очевидно, было вызвано повышением потребности в размножении текстов и отдельных изображений в связи с новыми запросами эстетики эпохи Возрождения.

Первая гравюра, имеющая дату, — «Богоматерь с четырьмя святыми» (1418 г.).

Вначале изготовителями гравюр были резчики по дереву. В то время даже не было еще цеха граверов. Инструмент и приемы резьбы были те же, что и для декоративной резьбы по дереву. Нож, которым резалась гравюра, был довольно большим и держался в кулаке, как и при более грубой работе декоративно-прикладного характера. (Гравирование маленькими ножничками, которые держались пальцами как перо, стало применяться, вероятно, с самого конца 15 в.) Язык таких гравюр лаконичен, резьба довольно грубая, что, впрочем, приводило к особенно обостренной выразительности. В искусстве всегда так бывает, когда техника обладает малыми изобразительными возможностями.

В силу того что гравюра на дереве появилась в каком-то смысле как суррогат миниатюры, ранняя ксилография, как правило, раскрашивалась акварелью и реже гуашью.

В первой половине 15 в. сюжетами гравюр на дереве были почти исключительно изображения святых, игральные карты и несколько позднее так называемые блоковые книги — книги, в которых текст и изображение резались вместе на одной доске.

С изобретением Гутенбергом в 40-х годах 15 в. печатания книг наборными литерами возникла новая возможность для ксилографии — иллюстрировать книги. Первая иллюстрированная гравюрами на дереве книга была издана А.Пфистером в Бамберге в 1461 г. С тех пор иллюстрирование книг стало основным применением ксилографии.

К концу 15 в. установилось твердое разделение труда в изготовлении гравюры: художник рисовал на доске изображение, гравер вырезал его. Это разделение сохранилось вплоть до появления авторской гравюры в конце 19 в. Безусловно были и раньше случаи нарушения этого порядка, и иногда художники сами резали свои рисунки, но это бывало редко.

Автором гравюры считается рисовальщик, хотя и здесь были исключения. Так, авторами итальянских 16 в. и фламандских 17 в. станковых гравюр на дереве, а также кьяроскуро (цветные гравюры на дереве) признавались граверы.

В начале 16 в. характер гравюры сильно меняется. Это изменение связано с именем А.Дюрера (1471-1528), величайшего художника Северного Возрождения. Вероятно, с ним связано и усовершенствование’ техники гравирования. Рисунок гравюры стал значительно сложнее. Формы передавались частыми ровными штрихами, искусно и тщательно вырезанными. Часто употребляется перекрестная штриховка, которую избегали в 15 в. из-за сложности ее гравирования.

В течение 16 в. техника гравирования совершенствуется и во второй половине столетия достигает такого уровня, что порой трудно поверить, что рисунок вырезан на дереве, а не на меди резцом. Примером таких гравюр могут быть листы Т.Штиммера (1539-1584). Такое совершенство техники приводит к тому, что ксилография стремится соперничать с резцовой гравюрой на меди и теряет самобытность своего языка.

В 17 в. иллюстрации в книгах стали делать главным образом глубокой гравюрой на меди. Для ксилографии на долгое время осталась только область украшения книг: резались заставки, титульные листы, концовки, буквицы и чертежи в научных книгах. Иллюстрации же, гравированные на дереве, были лишь в дешевых книгах для народа. Все это привело к упадку искусства гравюры на дереве.

Особое место в истории ксилографии 17 в. занимают станковые листы К. Йегера (умер в 1652 или 1653 г.), работавшего в Антверпене в мастерской Рубенса, главным образом по его же композициям.

Интересны гравюры ЯЛивенса (1607-1674), художника круга Рембрандта. Ливенс награвировал девять ксилографии со своих рисунков. Интересно, что перекрещивающиеся линии он гравировал на двух досках. На каждой доске штрихи под разным наклоном при совмещении давали перекрестную штриховку. Гравюры его характерны крупным свободным штрихом.

Говоря о старой европейской гравюре высокой печати, нужно сказать об особой технике гравирования на металле. Это прежде всего распространенная в 15 в. пуансонная гравюра. Появилась она, очевидно, в 70-х годах и просуществовала недолго.

Другого вида высокая гравюра на металле применялась позднее, с конца 15 и в течение 16 в. Резалась такая гравюра большей частью ножом на мягком металле (олово, свинец) и применялась главным образом для книжных украшений: рамок, буквиц, издательских знаков. Интересны в этом отношении французские часословы, издававшиеся в Лионе в конце 15 — начале 16 в.

Особое место в искусстве ксилографии Европы занимает кьяроскуро — цветная гравюра на дереве. Техника эта заключалась в том, что резалось несколько досок для каждого цвета отдельно. Затем все они печатались в определенной последовательности (обычно сначала светлые тона, а потом более темные) на один лист бумаги, с совмещением всех частей изображения.

Изобрел этот вид гравюры в начале 16 в. итальянский мастер Уго да Карпи (ок. 1480 -1532). В Германии применил эту технику впервые, возможно, независимо от итальянцев, Лукас Кранах Старший (1472-1553). Цветная гравюра на дереве в Италии и Германии принципиально отличны друг от друга. Если в итальянской гравюре изображение создавалось несколькими различными по тону, но близкими по цвету пятнами и, как правило, без контура, то в Северной Европе изображение передавалось одним, большей частью черным цветом, а другие цвета служили только фоном. Обычно такую гравюру печатали с двух досок: черное изображение с одной и фон, с прорезанными на нем белыми штрихами, с другой.

Позднее были случаи соединения цветной гравюры на дереве с офортом. Цвет и тон передавался гравюрой на продольном дереве, а рисунок печатался с офортной медной доски. Так работал, например, французский мастер Никола Ле Сюер (1691-1764).

В России ксилография появилась в середине 16 в., и ее применение связано с книгопечатанием. Первой на Руси напечатанной наборным шрифтом книгой было Евангелие, изданное около 1555 г. В этой книге были четыре заставки, гравированные, очевидно, на гарте (сплав для отливки литер, состоящий из олова и свинца). Но, конечно, начало гравирования на дереве в России связано прежде всего с именем первопечатника Ивана Федорова. В первом его издании, «Апостоле», кроме орнаментальных гравюр была помещена лицевая, с изображением евангелиста Луки.

Книжная гравюра на дереве в московских изданиях была главным образом орнаментальной: это заставки, концовки, буквицы и другие книжные украшения. Иллюстраций же текста не было, были только изображения тех авторов, которым приписывался тот или иной текст, либо святого, к которому относился текст.

В Киеве, втором центре первопечатных изданий, кроме книжных украшений были распространены и иллюстрации текста, так же как в западных книгах. Вообще на гравюре киевской печати чувствуется большое влияние польской, а через польскую — немецкой ксилографии.

С 17 в. обрезная гравюра стала применяться в лубках и блочных книгах. Примером последних может служить Библия Василия Кореня 1692 г.

Нужно отметить, что техника обрезной гравюры употреблялась в России, благодаря некоторой консервативности, значительно позднее, чем на Западе. Это относится к богослужебным книгам вообще и старообрядческим и единоверческим в особенности. В последних обрезная гравюра сохранилась до начала 20 в.

Увеличение потребности в большом количестве сравнительно дешевых книг во второй половине 18 в. вызвало повышение спроса на книжную ксилографию. Это обстоятельство привело в конце концов к возникновению нового вида гравюры на дереве -гравюры на торцовой доске, вырезанной не ножом, а штихелем. Торцовая гравюра была тиражеустойчива, изготовление ее требовало меньше усилий и времени, и самое главное, она имела большие изобразительные возможности, позволяющие, по тонкости и способности передавать тональные отношения, без особого труда конкурировать с гравюрой на металле.

Появление торцовой гравюры связывают с именем Томаса Бьюика (1753-1828). Бьюик не был изобретателем ее. Гравирование на торцовой доске применялось и раньше, примерно в середине 18 в., но не пользовалось успехом. Заслуга Бьюика в том, что он первый нашел художественный язык новой техники, преодолев робкое подражание обрезной гравюре. С начала 19 в. торцовая гравюра получила такое признание, что совершенно вытеснила обрезную. Только в конце 19 в. гравюра на продольном дереве стала, правда, довольно редко, применяться художниками в своих авторских работах.

Торцовую гравюру условно можно разделить на два типа. Первый — это гравюра в прежней традиции, т.е. когда художник рисует на доске, а гравер вырезает этот рисунок. Этот тип ксилографии характеризуется соучастием и художника-рисовальщика, и гравера в общем творческом процессе. Расцвет такой гравюры приходится на 40-е гг. 19 в. Среди работавших для гравюры на дереве в это время были такие известные художники, как О.Домье (1808-1879), П.Гаварни (1804-1866), Ж.Гранвилль (1803-1847), Г.Доре (1832-1883) во Франции, А.Менцель (1815-1905) в Германии, А.А.Агин (1817-1875), В.Ф.Тимм (1820-1895) в России. Из граверов назовем Пизана, Паннемакера-отца во Франции, Клодта, Е.Е.Вернадского в России.

Второй тип торцовой, гравюры — это всецело репродукционная гравюра. Оригиналом для нее служили главным образом произведения искусства, созданные без ориентации на гравюру. Позднее гравюры такого типа стали применять и для воспроизведения фотографии. В этом случае характерна разобщенность работы художника и работы фавера. Гравюра приобретает более ремесленный характер.

В конце 19 в. изображение на доску почти всегда стали переносить фотографическим способом. Для этого доска покрывалась светочувствительным слоем, на который экспонировался негатив. Кроме того, появились гравировальные машины, при помощи которых можно было гравировать однородные участки гравюры. Все это привело к техницизму и бездушности в ксилографии.

Тем не менее в области сугубо репродукционной гравюры были замечательные мастера, передававшие и художественные особенности оригинала, и фактуру живописного мазка, и тонкость рисунка. В этой связи можно назвать такие имена граверов, как Ш.Бод, Паннемакер-сын во Франции, И.Унгер-отец, Р.Бонг в Германии, Л.Серяков, В.Матэ, И.Павлов в России.

Применение в конце 19 в. цинкографии в полиграфии приводит к резкому снижению потребности в репродукционной ксилографии. То, что цинкография приняла на себя функции репродуцирования, освободило ксилографию, и в конце 19 — начале 20 в. все чаще стала появляться авторская гравюра на дереве. Но на первых порах творческой гравюре мешал техницизм, который вначале трудно было преодолеть. Примером могут служить гравюры О.Лепера во Франции, И.Павлова в России. В начале их творческой деятельности они, по сути, делали репродукции со своих рисунков. Преодолеть эту репродукционность помогла гравюра на продольном дереве, которую вспомнили художники-граверы в это время. В технике продольной гравюры работали У.Никольсон (1872-1949) в Англии, А.Майоль (1861-1944), Ф.Валлотон (1865-1925), П.Гоген (1848-1903) во Франции и многие другие. На торцовом дереве авторской гравюрой успешно занимались У.Моррис, Ф.Бренгвин (1867-1956) в Англии, ЛЛепер (1849-1918), в дальнейшем освободившийся от репродукционности, Л.Писсарро (1863-1941, сын импрессиониста) во Франции, Ф.Мазерель (1889-1972) в Бельгии, А.П.Остроумова-Лебедева (1871-1955) в России.

В это же время возникает во Франции гравюра на линолеуме. У истоков ее, очевидно, стоят два художника, супруги Заделлер и Сомова. Однако особенное развитие техника линогравюры получила в России. Здесь ее пионерами были И.Павлов, В.Фалилеев, М.Сапожников, И.Соколов. Линогравюра особенно удобна в многоцветной гравюре, поэтому в этой области она применяется наиболее часто.

В России после революции создалось в некотором роде исключительное положение для гравюры. Из-за общей разрухи полиграфия и издательское дело в стране оказались в тяжелом состоянии. В этих условиях ксилография и прежде всего авторская ксилография стали широко применяться в книжном деле. Все это породило своеобразное явление в мировой истории графического искусства — русскую гравюру 20-х — начала 30-х гг. 20 в. Работали тогда такие прославленные мастера, как В.Фаворский, А.Кравченко, Н.Пискарев, П.Павлинов, С.Юдовин, П.Староносов и другие.

Первоисточник: 

РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995

Ксилография, гравюра на дереве, высокая печать

История деревянной гравюры — ксилографии берёт своё начало в глубокой древности. Логично предположить, что потребность в размножении изображений целесообразно реализуется только при наличии относительно дешевого материала, на котором она может быть напечатана. Изобретение бумаги положило начало распространению деревянной гравюры. Так ксилография возникла в Китае во время династии Ханьшуй (VI век). В Европе появление ксилографии относят к XIII веку. Время расцвета гравюры на дереве приходится на XV и XVI столетия.

С появлением литографии гравюра на дереве постепенно утратила свое значение в репро­дуцировании и используется только в изданиях, требующих боль­шой четкости штриха.

Слово «ксилография» произошло от двух греческих слов: xylon — дерево и grapho — пишу, рисую. На других языках: нем. holzschnitt, англ. woodcut. Доски для гравирования обрезались по слою дерева (отсюда и одно из названий такой гравюры — «продольная»). На отшлифованную поверхность доски наносился рисунок, после чего линии этого рисунка обрезались с обеих сторон острым ножом, сам же штрих оставался нетронутым (отсюда второе названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирался широкими стамесками до глубины 2 — 5 мм. После этого доску закатывали специальной краской и выполняли оттиск на бумагу. Таким образом ксилография относится к типу высокой печати, поскольку представляет собой печать с рельефа. Материалом для досок служила груша, липа, яблоня, а в Японии применяли и местные породы, слоистость древесины которых давала естественную дополнительную фактуру поверхности гравюры.

С VI в. ксилография стала применяться для книгопечатания. Для этого бумагу с написанными на ней иероглифами прикладывали к доске, покрытой рисовой пастой, хорошо впитывающей тушь. Вследствие чего, текст отпечатывался в зеркальном отражении. После этого с доски срезали слой древесины, не покрытой тушью. Таким образом создавался объемный рисунок текста — матрица. После этого матрицу закатывали краской и выполняли оттиск текста на бумагу.

Интересно, что в ранний период развития ксило­графии резчик и автор рисунка были разными людьми. Иногда конечный оттиск мог сильно отличаться от авторского рисунка, поэтому позднее художники стали рисовать сразу на досках.

В Японии большое развитие получила цветная гравюра. Особенного расцвета она достигла в XVIII и первой половине XIX века в творчестве художников Китагава Утамаро и Кацусика Хокусаи.

В Европе сначала появилась станковая гравюра, а затем и книжная. Замечательных результатов она достигла в Германии в XV и XVI веках. Серии гравюр Абрехта Дюрера «Апокалипсис», «Жизнь Марии», «Большие страсти» — это вершина обрезной продольной гравюры, являющаяся величайшим произведением мирового графического искусства. Не мене замечательны работы немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего (1497 — 1543). Его «Азбука смерти», «Пляска смерти» так же поразительны по тонкости резьбы.

Особое место в искусстве ксилографии Европы занимает кьяроскуро — цветная гравюра на дереве. Техника эта заключалась в том, что резалось несколько досок для каждого цвета отдельно. Затем все они печатались в определенной последовательности (обычно сначала светлые тона, а потом более темные) на один лист бумаги, с совмещением всех частей изображения.

В России обрезная «продольная» гравюра на дереве появилась в середине XVIвека. При Иване Грозном в Москве устраивается первая типография для печатания книг под руководством И. Федорова. Для украшения книг резались гравюры высокого художественного и технического достоинства.

В 1615 году в Москве был образован Печатный двор. Устанавливаются тесные связи московских печатников с украинскими и белорусскими коллегами, тип изданий которых был более светским и близким к западным традициям. Влияние московских печатников способствовало возникновению новой области в гравюре — народных картинок — искусства простонародья. Предтечей русского лубка стал Василий Корень — выходец из Белоруссии. Мастер создал в 1695 — 1696 годах «Книгу Бытия и Апокалипсис». Прямой путь от этих гравюр ведет к лубку — яркому явлению XVII — начала XIX века. Лубок был резко оппозиционен официальному академическому искусству и ориентировался на вкусы простонародья: был сюжетно занимателен и ярок.

В начале XIX века продольная гравюра на дереве в России, так же как на Западе, приходит в упадок. Возрождение этой техники произошло в 90-е годы XIX века в Англии Инициатором был Уильям Моррис. Кроме него, в продольной гравюре работали Никольсон, Крег и Бренгвин. Во Франции этой техникой увлекались Гоген, Бернар, Валлатон, Вламинк. В Германии в 20-х годах ХХ века работали — Кольвиц, Кирхнер, Геккель, Нольде, Барлах.

В тоже время в России гравировали на продольных досках Истомин, Лебедев, Усачев, Масюткин, Куприянов, Кравченко, Голицин.

Но существовала и другая разновидность ксилографии — торцовая (тоновая, репродукционная).

В торцовой ксилографии применялись доски поперечного распила. Открытая анг­личанином Томасом Бьюиком в XIX столетии торцовая ксилография снова за­воевала доминирующее положение как основ­ной способ художественной репродукции, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле, и произвела переворот в книжной графике. Не смотря на то, что вдоль волокон вырезать легче, а поперек — труднее, твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла гораздо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии. Появилась возможность передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения (отсюда второе названий торцовой гравюры — «тоновая»). Третье название торцовой гравюры — «репродукционная», вытекает из богатой пластической выразительности столь необходимая для репродуцирования.

В 1790 году в Ньюкасле Бьюик выпустил написанную им (вместе с Бейлби) и иллюстрированную гравюрами на дереве «Общую историю четвероногих», имевшую большой успех и выдержавшую до 1820 года 7 ! изданий.

Инструментами в торцовой гравюре служат штихели. Стальной стержень различного сечения, длиной 10—11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45°, вставлен в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске , часть ручки плоско срезается.

Долговечность печатной формы позволяет использовать торцовые доски даже для стандартного типографского тиражирования, в то время как в продольных досках штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. При малом изменении качества тираж, отпечатанный с торцовых досок, может доходить до нескольких десятков тысяч.

Очевидным недостатком торцовой ксилографии является ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма. Самшит, идеальный для торцовой гравюры материал, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно. Вырубка, например, на Кавказе практически прекращена.
Склейка досок позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по размерам с продольными гравюрами средней величины. В качестве материала для печатной формы применяют различные пластмассы, гравируя эти доски теми же штихелями, что и при торцовой гравюре.

Сегодня в классическом своем виде ксилография почти совсем не употребляется.

Первые китайские бумажные деньги.Заканчивая рассказ о ксилографии, нельзя не упомянуть еще об одном немаловажном изобретении китайцев. В 1107 г. в провинции Сычуань были отпечатаны первые в мире бумажные деньги. Они имели три цвета: зеленый, красный и индиго, — и печатались с деревянных досок, а затем на них ставились большие красные печати. Европейцы, однако, не переняли тогда у китайцев бумажных денег и еще долго продолжали пользоваться металлическими, которые купцам приходилось возить с собой целыми мешками.

ксилография — это … Что такое ксилография?

  • Ксилография — Ксилография, n. Гравировка на дереве; а также отпечаток с него. То же, что и {Wood cut} в разделе {Wood}. [1913 Webster]… Международный коллаборативный словарь английского языка

  • гравюра на дереве — 1660-е годы, из ДЕРЕВА (ср. Дерево) (сущ.) + CUT (ср. Вырезать)… Словарь этимологии

  • гравюра на дереве — ► СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ▪ шрифт, сделанный с рельефного узора, вырезанного в куске дерева… Словарь английских терминов

  • ксилография — [вудькуть] н.1. деревянный брусок с выгравированным рисунком и т. Д. 2. оттиск из этого: см. Также ГРАВИРОВКА ПО ДЕРЕВУ… Словарь английского мира

  • Ксилография — О происхождении техники, ее развитии в Азии и нехудожественном использовании в Европе см. Печать на ксилографии; о родственной технике, изобретенной в 18 веке, см. гравюру по дереву. Четыре всадника Апокалипсиса Альбрехта Дюрера. Ксилография…… Википедия

  • ксилография — / кут по дереву /, н.1. Резной брусок, на котором сделаны отпечатки. 2. Отпечаток или слепок с такого блока. [1655 65; WOOD1 + CUT] * * * Рисунок, напечатанный на деревянной доске, надрезанной параллельно вертикальной оси волокон древесины. Один из…… Универсалиум

  • гравюра на дереве — Великобритания [ˈwʊdˌkʌt] / США существительное [исчисляемое] Формы слова Ксилография: ксилография в единственном числе множественное число ксилография искусство а) квадратный кусок дерева с рисунком на нем, используемый для печати изображений б) рисунок, напечатанный с использованием гравюры на дереве … Английский словарь

  • ксилография — существительное Дата: 1662 г. 1.поверхность для рельефной печати, состоящая из деревянного блока с обычно живописным рисунком, вырезанным с зерном 2. гравюра на дереве… New Collegiate Dictionary

  • гравюра на дереве — дерево | вырезать [wud, kʌt] существительное подсчитать квадратный кусок дерева с рисунком на нем, используемый для печати изображений: WOODBLOCK a. изображение, напечатанное с использованием гравюры на дереве… Использование слов и фраз в современном английском языке

  • гравюра на дереве — существительное Гравюра или метод изготовления гравюры с гравированного деревянного блока.Синхронизация: ксилография, ксилограф, ксилография… Викисловарь

  • гравюра на дереве — Синонимы и родственные слова: акт падение, акватинта, асбест, асбестовая плита, автолитография, фон, планка, блок, блочная печать, граница, серография, халькография, хромолитография, ткань, цветная печать, медная пластина, медная печать coulisse,…… Moby Thesaurus

  • Гравюра на дереве — типографская печать Commons

    Ксилография — это рельефные печатные формы, сделанные путем вырезания следов на блоках из длиннозернистых досок или фанеры.Под длинными волокнами понимаются волокна, следующие по направлению роста, т. Е. Параллельно стволу / ветке дерева, из которой был вырезан кусок дерева.

    Ксилография и гравюра на дереве

    Хотя оба являются методами рельефной печати, ксилография отличается от гравюры на дереве как направлением волокон древесины, так и используемыми инструментами. Гравюры на дереве обычно выполняются на блоках из твердой древесины, разрезанных поперек волокон или торцевых волокон, то есть перпендикулярно росту дерева, с использованием резцов и скребковых инструментов.Ксилография выполняется на деревянной доске или фанере с волокнами, параллельными направлению роста, с помощью ножей, долот и зубил.

    Инструменты для резьбы

    Чаще всего для изготовления гравюр на дереве используются инструменты для резьбы по дереву различных форм и размеров, а также различные стамески и ножи. Существуют самые разные конструкции и качество инструментов для резьбы. Личные предпочтения и стиль резьбы в конечном итоге будут иметь наибольшее влияние на типы используемых инструментов, однако крайне важно, чтобы инструменты были хорошего качества и оставались острыми.
    Меньшее количество инструментов более высокого качества предпочтительнее, чем большой выбор инструментов более низкого качества. Маленькая и большая U-образная выемка, маленькая V-образная выемка для деталей, нож для очерчивания и широкая выемка для очистки областей — хороший выбор для новичка.

    Породы древесины

    Древесина, используемая для ксилографии, должна быть чистой, хорошо выдержанной или высушенной в печи и идеально ровной во всех направлениях. Подходят многие виды древесины, в зависимости от количества требуемых деталей могут использоваться как твердые, так и мягкие породы дерева.Некоторые мягкие породы дерева, такие как некоторые виды сосны, кедра или кипариса, могут не обеспечивать успешную визуализацию деталей и могут также сжиматься в процессе печати, но все же могут давать интересные результаты. Твердые породы дерева, такие как красное дерево, тополь, ясень, береза, яблоко или вишня, труднее поддаются резке и требуют большего внимания к заточке инструмента, но сохраняют более мелкие детали и лучше выдерживают давление печати и истирание.

    David Black

    Обшивка из кедра, фанера Shina и доска из сосны (сверху вниз) подходят для гравюр на дереве.Следует отметить, что все они имеют толщину менее 0,918, и перед печатью их необходимо установить прокладками.

    Фанера из березы, вишни и пихты широко используется, так как она имеет более предсказуемую и постоянную толщину, качество поверхности и многое другое легче приобретается, чем подходящие доски. Фанера должна быть плоской, чистой, без внутренних пустот или сучков, которые могут повлиять на отпечаток и трещины, или трещины, которые могут повредить ролики. Фанера обычно классифицируется по системе букв: A — высокий сорт, D — низкий сорт.Обычно перечисляются две буквы (иногда добавляется третья, чтобы указать предполагаемый рейтинг экспозиции), каждая буква обозначает лицо. Например, фанера с классом AA будет фанерой с двумя прозрачными поверхностями и небольшим количеством пустот. Фанера переменного тока является наиболее распространенной и может указывать на чистую поверхность и поверхность с некоторыми дефектами и заполненными сучками или пустотами. Пустоты во внутренней структуре фанерного блока могут повлиять на впечатление. У фанеры сорта AA и выше будет меньше всего пустот.

    Покупка древесины непосредственно на хорошо укомплектованном складе пиломатериалов, который обслуживает хороших деревообработчиков, а не у одного из розничных продавцов коробчатого магазина, даст более высокое качество и больший выбор интересных пород.Склады пиломатериалов также часто предлагают некоторые услуги по фрезерованию, поэтому вы можете иметь заготовки панелей или досок, точно фрезерованные до желаемых размеров, а иногда и толщины.

    Покупка небольших образцов различных пород и выполнение некоторых тестов — в конечном итоге лучший способ определить, какие изделия из дерева дадут желаемые результаты.

    David Black

    Любую древесину можно проверить на пригодность, сделав различные отметки инструмента и отметив результаты. В этом случае небольшой участок доски из сосны был протестирован и затем окрашен черной краской для лучшего контраста с результатами.

    Подготовка дерева к резьбе

    Поскольку древесина реагирует на влажность окружающей среды, расширяясь и сжимаясь, рекомендуется приобрести доски за несколько недель и дать им адаптироваться к стандартным нормам влажности и температуры перед резьбой. Храните их на ровной поверхности с хорошей опорой и достаточной циркуляцией воздуха. Это может помочь предотвратить деформацию поверхности и уменьшить внутренние напряжения в материалах, которые могут накапливаться при резком переходе от высокой влажности к низкой или наоборот.Как правило, если материалы закупаются на месте весной и летом, это не проблема, так как климат внутри студии должен быть близок к климату на складе древесины. Это не всегда верно зимой или осенью, когда влажная прохладная доска вносится в теплую сухую студию. Вырезанный большой участок поверхности вскоре начнет изгибаться и / или скручиваться в ответ.

    Фанера с фанерой с чередующимся направлением волокон не так восприимчива к этим нагрузкам, но ей все же нужно дать время для акклиматизации, и она может покоробиться, если хранить вертикально или если одна сторона становится влажной.

    Деформацию, коробление и другие искажения можно уменьшить шлифованием, строганием и осторожным повторным введением влаги. Однако древесину, которая уже демонстрирует эти проблемы, следует передать, если доступны другие источники.

    После того, как блок нужного размера извлечен из доски или панели, его следует слегка отшлифовать наждачной бумагой от среднего до мелкого, установленной на шлифовальном блоке, чтобы удалить любые стоящие заусенцы, неровности, рыхлые материалы или осколки на поверхности. Если края блока закруглены или сглажены, они будут печататься как мягкие или нечеткие.Если это не желаемый эффект, во время шлифования следует проявлять осторожность, чтобы шлифовальный блок не соскользнул с кромки под любым углом, кроме прямого.

    После того, как поверхность будет равномерно очищена, можно использовать ткань, слегка смоченную спиртом, для удаления шлифовальной пыли. Любые жидкости, в том числе уайт-спирит, могут разбухать или «приподнимать» структуру древесины. Вы можете использовать ткань, слегка смоченную водой, чтобы усилить зернистость, следя за тем, чтобы она полностью высохла.

    Передача изображения

    Прямой рисунок

    Самый простой способ подготовить изображение на ксилографии — это нарисовать прямо на деревянной поверхности карандашом или маркером, помня, что получившееся изображение будет перевернуто при печати.Для этого метода не требуются другие материалы, кроме карандаша или маркера. Следует проявлять осторожность, чтобы приложить давление только для того, чтобы сделать четкую метку, и не раздавить древесное волокно или поверхность, так как это может проявиться в виде нежелательных ошибочных меток во время печати.

    Трансфер или копировальная бумага

    Рисунки также можно переносить с помощью копировальной бумаги или копировальной бумаги, зажатой лицевой стороной вниз между рисунком и деревянной поверхностью с помощью шариковой ручки или другого стилуса, используемого для обводки рисунка. Результирующее давление перенесет копию из угля / графита на поверхность.Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не допустить раздавливания или вмятин на древесной текстуре; поэкспериментируйте, чтобы подобрать нужную величину давления, чтобы сделать переносимую линию без вдавливания поверхности.

    Чертеж, который нужно нарисовать, следует перевернуть, а не читать правильно. Результирующий перенос линии следует заново обвести маркером Sharpie или другим маркером, если вы собираетесь часто проверять изображение во время вырезания, иначе он может стереться при воздействии чернил. Материалы, необходимые для этого метода, — копировальная бумага и копия вашего изображения, перевернутая и имеющая размер пропорционально блоку.

    Вы также можете просто затенить обратную сторону бумаги, на которой нарисовано изображение, толстым слоем мягкого графитового карандаша, чтобы ее можно было использовать как копировальную бумагу. Однако четкость переданного изображения может быть переменной.

    Перенос тонера

    Метод переноса тонера технически сложен, но дает очень точные результаты, что важно, если изображение имеет высокий уровень детализации. Этот метод переноса изображения на блок требует использования инструмента для горячего переноса, фотокопии и уайт-спирита.Изображение должно быть перенесено до того, как деревянная поверхность будет покрыта лаком (см. Раздел «Подготовка деревянной поверхности» ранее в этом разделе), а затем поверхность должна быть покрыта только акрилом на водной основе, так как шеллак может ослабить нанесенный тонер и размыть изображение.

    Этот метод следует использовать только в хорошо проветриваемой и пожаробезопасной среде. Инструмент для переноса достаточно горячий, чтобы вызвать серьезные ожоги, и во время использования его необходимо держать под наблюдением. Минеральные спирты легко воспламеняются, поэтому их следует хранить и наносить в местах, удаленных от того места, где инструмент для переноса будет использоваться для процедуры.

    Необходимые материалы:

    • Инструмент для теплопередачи мощностью не более 18 Вт. Они широко доступны в магазинах, торгующих инструментами для резьбы по дереву, и в большинстве ремесленных магазинов. Инструменты более высокой мощности сразу же опаливают дерево, и их нельзя использовать.
    • Фотокопия, сделанная на копировальном аппарате с неплавким маслом или сухим тонером, «правильного чтения» и изображения надлежащего размера для предполагаемого блока. Чем свежее копия, тем легче переносится тонер.

    David Black

    Материалы, необходимые для передачи тепла от изображения к блоку.

    Шагов:

    1. Фотокопия кладется лицевой стороной вниз, правильно выровнена и прикрепляется к деревянному блоку с помощью ленты.
    2. Вставьте приспособление для переноса и дайте ему нагреться до рабочей температуры. (5-10 мин)
    3. Ватный диск, ватный аппликатор для макияжа или чистая ткань смачивают небольшим количеством уайт-спирита без запаха и растирают по всей области изображения фотокопии до тех пор, пока бумага не станет достаточно влажной, чтобы стать полупрозрачной, но жидкости не будет видно.
    4. Полностью нагретый инструмент для переноса обрабатывается по поверхности бумаги в области изображения. С поверхности могут подниматься струйки бледного дыма. Держите инструмент плотно и ровно прижатым к поверхности и постоянно перемещайте. Бумага должна высохнуть, снова стать непрозрачной и затвердеть во время работы; это хороший признак того, что вы достаточно нагрели место. Если бумага начинает обесцвечиваться, значит, эта область перегрелась.
    5. Продолжайте работать, пока изображение не будет полностью перенесено.

    Примечание. Остановка в одной области может вызвать ожоги, держите инструмент в постоянном движении.Инструмент будет охлаждаться во время процесса передачи изображения, методичная работа на небольших участках с периодическими паузами, позволяющая инструменту восстановить надлежащую рабочую температуру, даст наилучшие результаты.

    Уплотнение блока

    Поверхность дерева может быть покрыта шеллаком (на спиртовой основе) или акриловым лаком на водной основе для лучшего отделения чернил и предотвращения сколов мягкой древесины во время резьбы. Избегайте использования герметиков или лаков на масляной основе, так как краски и растворители могут размягчить их во время печати или чистки, что приведет к катастрофическим результатам.

    Древесина может быть напечатана без герметизации поверхности, однако краска, используемая во время печати, скорее впитается в поверхность, чем попадет на бумагу. Это влияет на плотность твердых частиц до тех пор, пока поры не будут заполнены, и может вызывать разочарование. Деревянная поверхность также немного разбухнет и станет мягче. Герметизация поверхности предотвращает это и обеспечивает более беззаботное обращение во время печати.

    Нанесите один или два тонких слоя шеллака или акрилового лака, слегка шлифуя между слоями или после каждого слоя.Важно осторожное нанесение; потеки, следы от кисти, случайные насекомые и другие дефекты будут воспроизводиться на отпечатке. Лака нужно только для того, чтобы закрыть поры древесины и укрепить ее поверхность. Одновременное покрытие обеих сторон и высыхание поднятых кнопок предотвращает коробление.

    Акриловый лак значительно приподнимает текстуру, так как вода, содержащаяся в транспортном средстве, легко впитывается в древесину. Эффект от Shellac не такой выраженный.

    Убедитесь, что вы покрыли поверхность равномерно, так как любые участки с неравномерным нанесением могут проявиться как изменение плотности чернил из-за впитывания.

    Резьба по блоку

    Успех в резьбе по дереву может сильно зависеть не только от мастерства, но и от качества и остроты используемых инструментов. Как упоминалось ранее в этом разделе, несколько острых инструментов хорошего качества предпочтительнее большого выбора недорогих инструментов, которые не удерживают острую кромку.

    Частое хонингование во время резьбы позволяет избежать более длительных и сложных сеансов заточки.

    Дерево, как органический материал, при резке сильно различается по реакции и поведению.Поперечный разрез волокна может привести к расколу. Иногда зерно может привести к смещению инструмента, если не следить за острым краем и равномерным умеренным давлением во время работы.

    Есть много разных техник, используемых для фактического вырезания изображения; Ниже показан типичный подход, используемый для фанеры Shina Plywood.

    Перед началом работы небольшое количество прозрачной печатной краски втирается в поверхность, чтобы запачкать поверхность.Это поможет оценить развитие изображения. По мере удаления материала неокрашенное дерево под ним будет контрастировать с окрашенным поверхностным материалом. Красный или голубой — хороший выбор. Следует избегать использования чернил на водной основе, так как зерно разбухнет. Также можно использовать маркеры на спиртовой основе.

    1. Тщательное очерчивание изображения можно выполнить с помощью V-образной канавки, углового ножа или тяжелого универсального лезвия. Оставив небольшое поле вокруг фактического изображения, можно будет уточнить его позже. Оставленная приподнятая область должна поддерживаться наклонным краем, а не крутым прямым углом для поддержки и устойчивости.Примечание. Небольшая часть реглета, стальной или латунной линейки с выпуклым носиком, расположенная за режущей кромкой инструмента, защищает поверхность дерева, предотвращая непреднамеренное раздавливание поверхности с тыльной стороны инструмента.

    2. Дальнейшая доработка изображения.

    3. Открытые участки очищаются большой (по отношению к размеру блока) канавкой. Только во многих случаях? » Для получения чистой печати необходимо глубокое или меньшее удаление материала. Гладко очищенная поверхность предпочтительнее шероховатой, так как она с меньшей вероятностью зацепит тряпки или скроет случайные участки печати.

    4. Блок может быть тщательно проверен и при необходимости доработан.

    Готовый блок необходимо тщательно осмотреть на предмет незакрепленных осколков, выступов или другого мусора, который может повредить ролики. Также рекомендуется осторожно протыкать и внимательно осматривать мелкие выпуклые детали на предмет прочности.

    Печать блока

    После того, как изображение вырезано, блок необходимо установить на нужную высоту для печати. Для этого могут использоваться связующая плита, мазонит, МДФ, дополнительные фанерные блоки или ДСП по отдельности или в комбинации.

    Дэвид Блэк

    Проверка правильности высоты блока с помощью типа высокого калибра. Этот оказался немного высоким, и нужно будет удалить подкладку.

    При печати ксилографии осторожно наращивайте подложку до тех пор, пока блок не будет печатать равномерно и плотно. Тяжелое впечатление может раздавить большинство пород дерева, за исключением самых твердых пород дерева (и трудно поддающихся резке). Начните с легкого слепка и медленно и осторожно добавляйте подложку.

    Блоку следует уделять пристальное внимание во время тиража с тщательной оценкой его состояния.Дерево является органическим материалом и может проявлять неожиданные реакции или износ во время пробежки. Лучше поймать что-то вроде освобождающейся небольшой части детали раньше, чем выловить ее из красочных валиков.

    Блок следует протирать мягкой сухой тканью из прочной хлопчатобумажной ткани. В качестве альтернативы можно использовать ткань, смоченную небольшим количеством растворителя. Не высыхающие масла, смешивающиеся с водой растворители и даже уайт-спирит могут разбухать и смягчать гравировку по дереву, вырывая мелкие детали или изменяя реакцию поверхности на чернила.Растворитель, если он используется, следует использовать как можно реже.

    Блоки следует хранить ровно, с защищенной поверхностью, в помещении с контролируемой температурой и влажностью, чтобы предотвратить коробление или другие деформации.

    Дэвид Блэк, Основной участник

    Ксилография и гравюры Albretch Dürer

    • Художники
        • Избранные художники
        • Пикассо, Пабло
        • Керамика Пикассо
        • Энди Уорхол
        • Миро, Жоан
        • Шагал, Марк
        • Фрэнсис, Сэм
        • Лихтенштейн, Рой
        • Стелла, Франк
        • Бохнер, Мел
        • Леже, Фернан
        • Александр Колдер
        • Матисс, Анри
        • Брак, Жорж
        • Посмотреть все
        • Современное искусство
        • Пикассо, Пабло
        • Миро, Жоан
        • Шагал, Марк
        • Леже, Фернан
        • Александр Колдер
        • Матисс, Анри
        • Брак, Жорж
        • Вазарели, Виктор
        • Дибенкорн, Ричард
        • Агам, Яаков
        • Магритт, Рене
        • Мур, Генри
        • Посмотреть все
        • Послевоенное / Современное
        • Энди Уорхол
        • Фрэнсис, Сэм
        • Лихтенштейн, Рой
        • Стелла, Франк
        • Бохнер, Мел
        • Кац, Алекс
        • Дженкинс, Пол
        • Кунс, Джефф
        • Дэвид Хокни
        • Харинг, Кит
        • Промывание мозгов, мистер
        • Фернандес, Арман
        • Посмотреть все
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *