Зарядное устройство электроника для автомобильного аккумулятора схема: Зарядное устройство ЭЛЕКТРОНИКА УЗС-П-12-6,3 УХЛ3.1

Зарядное устройство ЭЛЕКТРОНИКА УЗС-П-12-6,3 УХЛ3.1

Устройство зарядное автоматическое УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1 предназначено для заряда 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования. Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.

Устройство УЗ имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).

Устройство рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.

Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.

  • Напряжение питающей сети — 220 ± 22 В;
  • Частота сети — 50 ± 05 Гц;
  • Диапазон установки тока заряда — 0,5 — 6,3 А;
  • Потребляемая мощность, не более -150 Вт;

На лицевой панели расположены:

  1. светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
  2. амперметр — для контроля тока заряда;
  3. ручка для установки тока заряда;
  4. кнопка «РЕЖИМ» включающая устройство зарядное в автоматический или ручной режим заряда;
  5. кнопка «КОНТРОЛЬ»;
  6. светодиод «ЗАРЯД».

В верхней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-«, для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.

В нише задней стенки устройства зарядного находятся предохранители.

Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного «Электроника».

Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного «Электроника» (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате, конденсаторы С1 и С2 могут не устанавливаться). ВНИМАНИЕ! Схема содержит некоторые ошибки, об этом читайте в комментариях!

Рис. 3. Монтажная плата устройства зарядного «Электроника».

Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

Табл. 1. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора «УЗС-П-12-6,3».

Позиционное обозначениеНаименование элемента и типКол-воПримечания
R1, R2, R7, R8, R12, R23Резисторы МЛТ-0,25 — 1,0 кОм ± 10 %6 
R3МЛТ-0,25 — 500 Ом ± 10 %1 
R4МЛТ-1 — 160 Ом + 10 %1 
R5МЛТ-0,25 — 200 Ом + 10 %1 
R6МЛТ-1 — 300 Ом ± 10 %1 
R9МЛТ-0,25 — 20 кОм ± 10 %1 
R10МЛТ-0,25 — 75 кОм ± 10 %1 
R11МЛТ-1 — 1,0 кОм ± 10 %1 
R13МЛТ-0,25 — 3,0 кОм ± 10 %1 
R14МЛТ-0,25 — 1,2 кОм ± 10 %1 
R15, R19СПЗ-38 — 3,3 кОм2 
R16ППЗ-40 — 4,7 кОм1 
R17, R24МЛТ-0,25 — 10 кОм ± 10 %2 
R18МЛТ-0,25 — 18 кОм ± 10 %1 
R20, R22МЛТ-0,25 — 3,6 кОм ± 10 %2 
R21МЛТ-0,25 — 9,1 кОм + 10 %1 
R25МЛТ-0,25 — 300 Ом + 10 %1 
R26МЛТ-0,25 — 51 кОм ± 10 %1 
шунт — 75 mV1 
C3,С10,С11Диоды К73-17-63В — 0,1 мкФ3 
С4К50-35-16В — 220 мкФ1 
С5К50-35-16В — 100 мкФ1 
С6, С7К50-35-25В — 220 мкФ2 
С8, С9МБМ-160В — 0, 1 мкФ2 
VD1 — VD4, VD7 — VD9, VD11 — VD15Диоды КД410А12 
VD10КС 147 А1 
VD16Д816А1 
VS1, VS2КУ202Г2 
VD5Индикаторы АЛ307БМ2 
VD6АЛ307ГМ1 
SA1Кнопки П2К (с фиксацией)1 
SB2П2К (без фиксации)1 

Ниже приведена принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.

Рис. 5. Принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.

Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

Автоматическое зарядное устройство ЭЛЕКТРОНИКА УЗ-А-6/12-6Д-УХЛ 3.1

Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-6/12-6,3-УХЛ 3.1 (в дальнейшем -устройство УЗ-А) предназначено для заряда 6-ти и 12-ти вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования.

Перед началом эксплуатации устройства УЗ-А (необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.

Устройство УЗ-А имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).

Устройство УЗ-А рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.

Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.

Технические данные

  • Напряжение питающей сети — 220 ± 22 В;
  • Частота сети — 50 ± 05 Гц;
  • Диапазон установки тока заряда — 0,5 — 6,3 А;
  • Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи через -10,5 ± 1 ч;
  • Потребляемая мощность, не более -145 Вт;
  • Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы (12 или 36±2В).

На лицевой панели расположены:

  1. светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
  2. индикатор тока для контроля тока заряда;
  3. кнопка включения устройства зарядного в режим заряда;
  4. ручка для установки тока заряда;
  5. светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда.

На заднюю стенку устройства зарядного вынесен радиатор для охлаждения выпрямителя. На радиаторе установлены розетка для питания переносной лампы (12 или 36 В), электропаяльника и др., и предохранитель.

В нижней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-» для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.

Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного автоматического «Электроника».

Проверка работоспособности зарядного устройства

В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарейки из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарейку на напряжение 4,5 В, допускается использование последовательно включенных элементов по 1,5 В каждый — не менее 3х элементов).

Проверку производить следующим образом:

  1. Установить ручку В в крайнее левое положение.
  2. Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: зажим «+» устройства к «+» батарейки, а зажим «-» устройства к «-» батарейки.
  3. Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом па лицевой панели устройства загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод. Нажать кнопку [i]. При этом, если горел светодиод, то он погаснет.
  4. Поворотом ручки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства. Примечание. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 ч- 10 секунд и величину тока устанавливать не более 3-5 А.
  5. После проверки выведите ручку (против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока. Отключите зарядное устройство от сети и от батарейки.

Требования по технике безопасности

При эксплуатации устройства УЗ-А не допускается:

  • замена предохранителя, а также ремонт устройства во включенном состоянии;
  • механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на него химически активной среды (кислот, масел, бензина и Т.Д.).

В процессе заряда допускается превышение температуры корпуса устройства над температурой окружающей среды не более 60 °С.

Устройство изделия

Устройство УЗ-А представляет собой выпрямитель с плавной установкой тока. С выводов 3, 6 сетевого трансформатора Т1 напряжение поступает на 2[-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2.

Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты X1 («плюс») и Х2 («минус»). Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.

Для отключения цепи заряда от аккумулятора через 10,5 ± 1 час, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1 + VT11 и микросхеме DD1.

На транзисторе VT1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме DD1 — счетчик импульсов, на транзисторах VT8 и VT10 — делитель частоты на 2, на транзисторе VT6 — управляемый генератор (стабилизатор) тока.

При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.

Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VTЗ и VT7.

Транзистор VT2 является усилителем этих импульсов по мощности.

Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» — вариант 1 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской схеме).

Рис. 3. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» — вариант 2 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате).

Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

Рис. 5. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

На транзисторе VT11 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.

Схема на транзисторах VT4 и VT5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 — 8 часов ток уменьшится в 1,3 — 2,5 раза).

На диодах VD7 и VD8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика. Диоды VD5 и VD6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.

Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VD2 и VD13.

Предприятие — изготовитель оставляет за собой право замены отдельных элементов схемы, не влияющих на технические характеристики изделия.

Подготовка и порядок работы

Вынуть из ниши сетевой шнур и контактные зажимы.

Установить устройство устойчиво на ручку — подставку.

Установить ручку регулировки в крайнее левое положение.

Подключить контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:

  • «+» зажима устройства к «+» аккумуляторной батареи;
  • «-» зажима устройства к «-» аккумуляторной батареи.

Включить устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод.

Нажать кнопку [i]. При этом, если после включения горел светодиод И, то он погаснет. Поворотом ручки регулировки установить по индикатору тока необходимый ток заряда.

При заряде аккумуляторной батареи ток заряда в первый момент может возрастать, а затем по мере заряда постепенно уменьшается, что является признаком увеличения ЭДС аккумуляторной батареи. Для улучшения режима заряда аккумулятора через 6-8 часов ток заряда автоматически уменьшится в 1,3 — 2,5 раза.

Через 10,5 часов (± 1 час) устройство автоматически отключается от аккумуляторной батареи, при этом на лицевой панели загорится светодиод.

Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

Цепь зарядного устройства | Полный проект электроники «Сделай сам»

— Реклама —

Большинство зарядных устройств прекращают зарядку аккумулятора, когда он достигает максимального зарядного напряжения, установленного схемой. Эта схема зарядного устройства на 12 В заряжает аккумулятор при определенном напряжении, то есть при напряжении абсорбции, и как только достигается максимальное напряжение зарядки, зарядное устройство изменяет выходное напряжение на плавающее напряжение для поддержания аккумулятора на этом напряжении. Поглощение и плавающие напряжения зависят от типа батареи.

Для этого зарядного устройства установлены напряжения для герметичной свинцово-кислотной (SLA) батареи 12 В, 7 Ач, для которых напряжение поглощения составляет от 14,1 В до 14,3 В, а плавающее напряжение составляет от 13,6 В до 13,8 В. Для безопасной работы и во избежание перезарядки батареи напряжение поглощения выбрано равным 14,1 В, а плавающее напряжение выбрано равным 13,6 В. Эти значения должны быть установлены в соответствии с указаниями производителя батареи.

Схема зарядного устройства 12 В

Рис. 1: Схема зарядного устройства 12 В

Принципиальная схема зарядного устройства 12 В с поглощением и поплавком показана на рис. 1. Оно построено на основе понижающего трансформатора X1, регулируемого регулятора напряжения LM317 (IC1), op компаратор усилителей LM358 (IC2) и несколько других компонентов. Используемый в этой схеме трансформатор 230 В первичного переменного тока на вторичный 15–0–15 В, 1 А понижает сетевое напряжение, которое выпрямляется диодами D1 и D2 и сглаживается конденсатором C1. Это напряжение подается на вход LM317 для регулирования.

— Реклама —

Базовая схема представляет собой регулируемый источник питания с использованием LM317, с управлением на выходе путем изменения сопротивления на регулировочном контакте 1. Для LM317 требуется хороший теплоотвод. LM358 — это усилитель двойного действия, который используется здесь для контроля перезарядки батареи. Конденсатор C4 должен быть как можно ближе к выводу 1 микросхемы IC2. Перемычка J1 используется для калибровки (настройки). Во время установки зарядного напряжения снимите перемычку и подключите ее обратно после калибровки.

Для первоначальной настройки снимите перемычку J1, выключите S2, включите S1 и отрегулируйте потенциометр VR2, чтобы получить 13,6 В в контрольной точке TP2. Отрегулируйте потенциометр VR3 так, чтобы LED2 начал светиться. Отрегулируйте потенциометр VR1 так, чтобы он показывал 0,5 В (разница 14,1 В и 13,6 В) в контрольной точке TP1. Отрегулируйте VR2 так, чтобы он показывал 14,1 В в контрольной точке TP2.

С этими настройками TP2 должен показывать 14,1 В при низком напряжении в контрольной точке TP3 и 13,6 В при высоком напряжении в контрольной точке TP3. Подключите перемычку J1. Теперь зарядное устройство готово к использованию. Подсоедините заряжаемый аккумулятор 12 В (BUC), соблюдая полярность, к CON2. Включите S2; загорится один из светодиодов из светодиодов LED2 и LED3 (скорее всего, это будет LED2). Если ни один из них не загорается, проверьте соединения; аккумулятор мог сдохнуть. Включите S1 для зарядки. О полностью заряженном состоянии батареи будет свидетельствовать свечение LED3.

Не беспокойтесь, если вы забудете выключить зарядное устройство. Зарядное устройство теперь находится на плавающем напряжении (13,6 В), и его можно держать в этом режиме зарядки вечно.

Конструкция и испытания

Односторонняя печатная плата для схемы абсорбирующего и плавающего зарядного устройства 12 В показана на рис. 2, а расположение ее компонентов на рис. 3. Соберите схему на печатной плате, за исключением трансформатора X1 и батареи под заряд (BUC).

Рис. 2: Печатная плата схемы зарядного устройства 12В Рис. 3: Расположение компонентов на печатной плате

Загрузите печатную плату и компоновку компонентов в формате PDF: нажмите здесь

Поместите печатную плату в небольшую коробку. Закрепите клемму аккумулятора на передней части коробки для подключения BUC. Подсоедините переключатели S1 и S2, потенциометры с VR1 по VR3 и т. д. на корпусе коробки.

Примечания к EFY

  1. Выключите S2 или отсоедините клеммы аккумулятора, чтобы избежать ненужной разрядки аккумулятора, когда он не заряжается, то есть когда S1 выключен.
  2. Подсоедините батарею, соблюдая полярность.
  3. Корпус IC1 не должен быть заземлен, поэтому используйте изоляцию.

Фаяз Хассан — менеджер сталелитейного завода Вишакхапатнам, Вишакхапатнам, интересуется проектами микроконтроллеров, мехатроники и робототехники.

Эта статья была впервые опубликована 26 июня 2016 г. и обновлена ​​13 августа 2019 г. 4286 просмотров

В этом уроке мы создадим «Схему автоматического зарядного устройства».

Зарядное устройство — это устройство, которое накапливает энергию в батарее, пропуская через нее электрический ток. Если вы используете свинцово-кислотную батарею и вам нужен долгий срок службы, вам следует использовать схему автоматического зарядного устройства. Это зарядное устройство с автоматическим отключением автоматически отключается от сети, чтобы прекратить зарядку, когда батареи полностью заряжены. Его также можно использовать для зарядки частично разряженных аккумуляторов. Схема проста и может быть разделена на преобразователь переменного тока в постоянный, драйвер реле и секции зарядки.

Buy From Amazon

Hardware Components

The following components are required to make Automatic Battery Charger Circuit

Sr No Components Value Qty
1 Resistors 2K, 1,5K, 10K, 560 Ом 2, 1, 1, 1
2 Потенциометр 10K 30077 3 Electrolytic Capacitor 100uF 1
4  SCR 2N6397, 2N5060 1, 1
5 Zener Diode 6. 8V 1
6 Diode 1N5404, 1N4002 2, 1
7 LED 1
8 PCB 1

2N5060 Распиновка SCR

Для подробного описания цоколевки, габаритных размеров и технических характеристик загрузите техническое описание 2N5060

Цепь автоматического зарядного устройства

Описание работы

Как показано на схеме. Во-первых, переменный ток 220 В будет поступать на трансформатор для преобразования в 15 вольт. Эти 15-вольтовые сигналы подаются на двухполупериодный мостовой выпрямитель, который преобразует переменный ток в постоянный. LED1 предназначен для индикатора питания.

После этого SCR1 начнет работать. Постоянный ток 15 В будет поступать на R3, который используется для ограничения или уменьшения тока, протекающего через диод D5. D5 защищает от обратного напряжения перед смещением на вывод G SCR1.

Когда SCR1 проводит, напряжение 15 В проходит через провод K к положительной клемме аккумулятора. В идеале SCR1 будет проводить ток и останавливать ток попеременно очень быстро с частотой 100 Гц. Выходная частота двухполупериодного выпрямителя составляет 50 Гц + 50 Гц. Ток этой функции представляет собой непрерывную положительную половину синусоиды. Оно отличается от напряжения с емкостным фильтром, которое имеет гладкую прямую линию.

Таким образом, SCR1 не проводит ток все время. Когда есть положительное напряжение смещения на отведении G. Поскольку форма волны напряжения представляет собой импульс постоянного тока, а не плавный. SCR перестанет проводить ток. Если отключение не является положительным напряжением.

Затем положительный сигнал напряжения снова поступает на SCR1. Он снова начнет проводить ток, это было изменено с частотой 100 Гц.

Начнем с того, что положительное напряжение батареи проходит через R2 для уменьшения тока. И, C1 будет фильтровать ток, чтобы сгладить. Во-вторых, ток протекает через VR1, чтобы разделить напряжение вниз. Затем стабилитрон-ZD1 передает перенапряжение на вывод смещения G SCR2. Мы настраиваем уровень VR1, чтобы установить полную батарею. Пока напряжение на минусе ZD1 не станет больше 6,8В или около 7,3В.

После этого падение напряжения насыщения ZD1 подается на вывод G SCR2. Это заставляет SCR2 проводить ток. R4 используется для исключительно стабильной работы SCR2. Когда SCR2 работает, потоки отрицательного напряжения ведут от K к A. Это приводит к свечению LED2. И в то же время SCR1 перестанет проводить ток.

Распиновка ТО-220 и ТО-92 тиристоров, начиная с вывода G тиристора1, туда подается отрицательное напряжение с тиристора2. В случае батареи более низкое напряжение приводит к тому, что напряжение на минусе ZD1 ниже 6,8 В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *