Реверсивный пускатель: схема правильного подключения
Если правильно подключить по схеме реверсивный пускатель, то получится запустить любой электродвигатель и заставить вращаться его не только вперед, но и назад. По сути, реверс обеспечивается наличием еще одной контактной группы на пускателе. Но ее нужно правильно подключить. Например, имеются три фазы А, В и С, которые подключены к контактной колодке электромотора. При этом вал вращается по часовой стрелке. Чтобы заставить вращаться его в обратную сторону, достаточно поменять любые две фазы местами. Например, подключить в таком порядке – В, А, С.
Особенности реверсивных пускателей
Используются такие схемы подключения в конструкциях лифтов, подъемных кранов, сверлильных станков. Если сильно не вдаваться в детали, то может показаться, что схема включения мотора с использованием реверса сложнее. Но на деле оказывается, что сложного нет ничего – в конструкцию добавилась еще одна силовая часть и управление.
Стоимость таких устройств немного выше за счет использования большего количества элементов. По сути, это два электромагнитных пускателя, объединенных в один корпус. Принцип работы у схемы специфический, потребуется внимательно рассмотреть все нюансы.
Исходное положение элементов
Схема реверсивного магнитного пускателя в изначальном состоянии разомкнута — напряжение поступает только на верхние контакты и «дежурит» до того момента, пока не начнет работать система управления. Фазы располагаются в таком виде:
- От фазы «А» производится питание цепи управления.
- Провод от фазы «А» поступает на кнопку остановки.
- Фаза также поступает на контакты кнопок SB2 и SB3.
- Обязательно осуществляется защита цепей – силовых и управления.
В таком виде схема готова к началу работы, остается только нажать на кнопку «Влево» или «Вправо», чтобы запустить электродвигатель. И нужно изучить более подробно процессы, протекающие в схеме реверсивного пускателя с кнопками управления при вращении ротора двигателя.
Ротор вращается против часовой стрелки
Как только происходит нажатие на кнопку SB2, через нормально-замкнутую группу контактов КМ2. 2 проходит фаза «А» на катушку пускателя. При этом происходит срабатывание обмотки, контакты, которые были разомкнутые, замыкаются. А замкнутые размыкаются.
Как только произойдет замыкание контактов КМ1.1, магнитный пускатель переводится в режим самоподхвата.
Следовательно, как только происходит замыкание группы силовых контактов, все три фазы подаются на обмотки электрического двигателя. И ротор начинает разгоняться, двигаясь в направлении против часовой стрелки. Нормально-замкнутая группа контактов КМ1.2, которая находится в цепи, питающей катушку пускателя КМ2, размыкается и противодействует подаче напряжения на катушку КМ2 (КМ1 при этом работает). В народе такую схему называют «защитой от дурака».
Двигатель вращается по часовой стрелке
Как было сказано ранее, для вращения мотора в противоположную сторону, достаточно просто поменять местами две фазы. Именно это и делает в схеме реверсивного пускателя двигателя элемент, обозначенный КМ2. Но, прежде чем изменить направление движения, необходимо остановить мотор. Для этого используется кнопка «Стоп». Обычно она имеет красный цвет. Как только оператор нажмет на кнопку, произойдет разрыв цепи питания катушки магнитного пускателя КМ1.
При этом пружина воздействует на контакты и возвращает их в исходное состояние. Электрический двигатель обесточивается, на обмотках пропадает напряжение и ротор останавливается. При нажатии на кнопку SB3 происходит передача фазы «А» по нормально-замкнутому контакту КМ1.2 на катушку электромагнита КМ2. Пускатель выходит в режим самоподхвата при помощи силового контакта КМ2.1.
В них переброшены две фазы – например, «А» и «В». Группа контактов КМ2.2, которая находится в цепи питания магнитного пускателя КМ1, размыкается и не позволяет включиться в работу КМ1. Магнитный пускатель КМ2 в это время работает.
Схема силовой цепи
В общем, схема подключения реверсивного пускателя в трехфазной сети может быть реализована несколькими способами. Самое главное – можно использовать два пускателя, если нет возможности поставить один.
Важно правильно произвести переброс фаз, чтобы осуществить реверс. Распределяются фазы в магнитном пускателе КМ1 таким образом:
- «А» подается к обмотке «1».
- «В» поступает на обмотку мотора «2»
- «С» подается на обмотку «3».
При этом вращение ротора происходит против часовой стрелки. На пускателе КМ2 фазы распределены таким образом:
- «А» на обмотку «1».
- «С» поступает к обмотке «2».
- «В» подается на обмотку мотора «3».
Следовательно, отличие только в том, что поменялись местами две фазы – «В» и «С». Фаза под литерой «А» остается все также на первом контакте. Но ротор будет вращаться в противоположную сторону – в обмотках происходит сдвиг фаз.
Практическая схема реверсивного пускателя
Схема подключения реверсивного пускателя трехфазного типа производится таким образом:
- Первой подсоединяется к контактам фаза «А». Она подходит к магнитному пускателю КМ1, а также при помощи перемычки с тем же номером контакта на КМ2.
- Выходы обоих пускателей соединяются параллельно при помощи перемычки.
- Фаза с обозначением «В» соединяется со средним контактом КМ1, а также при помощи перемычки с крайним правым КМ2.
- Фаза «С» соединяется с крайним правым контактом на КМ1 и средним на КМ2.
Именно таким образом происходит смена направления движения ротора.
Схема подключения реверсивного пускателя реализуется только лишь при помощи соединения силовых контактов и смены их порядка. Но обязательно в конструкции привода должна иметься защита от случайного включения двух магнитных пускателей одновременно.
Как осуществляется защита
Обязательно перед тем как произвести смену направления движения ротора, необходимо полностью застраховаться от различных ошибок. Допустим, конструкция не содержит в себе элементов, которые позволяют защитить схему. Тогда при вращении мотора против часовой стрелки магнитный пускатель КМ1 находится в рабочем состоянии. Все фазы поступают к соответствующим обмоткам мотора.
Если сразу же произвести включение магнитного пускателя КМ2, то фазы «В» и «С» окажутся замкнутыми. Следовательно, произойдет обычное межфазное замыкание, которое может привести к пожару или выходу из строя различных компонентов. Для предотвращения такого явления используются контакты нормально-замкнутого типа.
Они монтируются непосредственно в цепи питания катушек пускателей. Именно с их помощью появляется возможность включения только одного магнитного пускателя и полностью исключается вероятность включения в цепь питания одного пускателя до полного отключения второго. В противном случае постоянно будут выбивать автоматы защиты, оператору придется их включать.
Заключение
«Защита от дурака» имеется в любой электрической схеме. Если в схеме реверсивного пускателя не использовать такого типа защиту, то при эксплуатации возникнет множество проблем. Операторы, которые включают электропривод, обычно не имеют познаний в схемотехнике. Поэтому, чтобы исключить возможность ошибки, используется схема, которая не позволяет ввести в работу одновременно два магнитных пускателя.
Желательно применять в схемах лампы, которые будут показывать направление вращения двигателя. Чтобы произвести их подключение, нужно правильно соединить группы вспомогательных контактов. Можно использовать лампы на 220 Вольт или, если имеется отдельный источник питания, на 12 Вольт. Целесообразность использования таких типов конструкций сомнительна, так как намного проще применить в качестве источника напряжения одну из рабочих фаз. Обычно так и поступают, в редких случаях применяются дополнительные источники питания.
Желательно цепи управления питать от низковольтной цепи, но при этом возникает необходимость в источнике постоянного напряжения – придется применять специальные устройства. Для этого достаточно установить трансформатор и простейший выпрямитель, либо же использовать готовый блок питания. Обязательно нужно применить схему защиты цепи питания низковольтной части.
Как подключить реверсивный магнитный пускатель: схема, описание
Содержание
- Описание этапов включения
- Переключение системы при обратном вращении двигателя
- Изменение вращательного движения
- Силовые цепи
- Как производится защита силовых цепей от короткого замыкания
- Заключение
В каждой установке, в которой требуется запуск электродвигателя в прямом и обратном направлении обязательно присутствует магнитный пускатель реверсивной схемы. Подключение такого компонента не является столь сложной задачей как, кажется, на первый взгляд. К тому же востребованность таких задач появляется довольно часто. К примеру, в сверлильных станках, отрезных установках или же лифтах, если это касается не бытового использования.
Принципиальным отличием такой схемы от одинарной является наличие дополнительной цепи управления и немного измененной силовой части. Также для осуществления переключения такая установка оснащена кнопкой (SB3 на рисунке). Такая система, как правило, защищена от короткого замыкания. Для этого перед катушками в силовой цепи предусмотрено наличие двух нормально — замкнутых контакта (КМ1.2 и КМ2.2) производные от контактных приставок, размещенных в позиции магнитных пускателей (КМ1 и КМ2).
Для того чтобы приведенная схема была читабельной, изображения цепи на ней и силовые контакты имеют различное цветовое оформление. Также для упрощения, здесь не были указаны пары силовых контактов, обычно имеющие цифробуквенные аббревиатуры. Впрочем, с данными вопросами можно ознакомиться в статьях, посвященных подключению стандартных магнитных пусковых систем.
Описание этапов включения
При задействовании выключателя QF1, одновременно все три фазы примыкают к силовым контактам пускателя (КМ1 и КМ2) и пребывают в таком положении. При этом первая фаза, представляющая собой запитку для цепи управления, проходя через автомат защиты всей схемы управления SF1 и кнопку выключения SB1, подает напряжение на контактную группу под третьим номером, который относится к кнопкам: SB2, SB3. При этом
существующий у пускателей (КМ1 и КМ2) контакт под аббревиатурой 13НО приобретает значение дежурного. Таким образом система является полностью готовой к работе.
Прекрасная схема, которая наглядно показывает механизм монтажа реальных элементов представлена на фото ниже.
Переключение системы при обратном вращении двигателя
Задействовав кнопку SB2, мы направляем напряжение первой фазы на катушку, которая относится к магнитному пускателю КМ1. После этого происходит задействование нормально –разомкнутых контактов и отключение нормально –замкнутых. Таким образом, замыкая контакт КМ1 происходит эффект самозахвата пускателя. При этом все три фазы поступают на соответствующей обмотке двигателя, который, в свою очередь, начинает создавать вращательное движение.
Созданная схема предусматривает наличие только одного рабочего пускателя. К примеру, может работать только КМ1 или же, наоборот, КМ2. На приведенном рисунке, вы можете увидеть схему, при которой двигатель работает в нормальном направлении. Указанная цепь обладает реальными элементами.
Изменение вращательного движения
Теперь для придания обратного направления движения, вам необходимо изменить положение силовых фаз, что удобно сделать при помощи переключателя КМ2.
Важно! В процессе изменения вектора вращения должна присутствовать функция остановки двигателя перед запуском нового цикла.
Все происходит благодаря размыканию первой фазы. При этом все контакты возвращаются в исходно положение, обесточив обмотку двигателя. Данная фаза является ждущим режимом.
Задействование кнопки SB3 приводит в действие магнитный пускатель с аббревиатурой КМ2, который, в свою очередь, меняет положение второй и третьей фазы. Это действие заставляет двигатель вращаться в обратном направлении. Теперь КМ2 является ведущим и пока не произойдет его размыкание КМ1 будет не задействован.
Силовые цепи
Фотография, представленная ниже, наглядно описывает работу силовых цепей. В таком положении двигатель имеет нормальное вращение.
Теперь же мы видим, что произошел переброс фазового напряжения и поскольку вторая и третья фазы изменили положение, двигатель приобрел обратное вращение.
На фотографии, где представлены реальные элементы вы можете увидеть схему подключения, на которой первая фаза отмечена белым цветом, вторая красным и третья голубым цветом.
Как производится защита силовых цепей от короткого замыкания
Как уже было сказано ранее, прежде чем произвести процесс изменения фазности, следует остановить вращение двигателя. Для этого в системе как раз и предусмотрены нормально –замкнутые контакты. Поскольку при их отсутствии, невнимательность оператора рано или поздно привела бы к межфазному замыканию, которое бы произошло в обмотке двигателя второй и третьей фазы. Предложенная схема является оптимальной, поскольку допускает работу только одного магнитного пускателя.
Заключение
Представленная информация может с первого взгляда показаться сложной. Однако, предоставленные схемы и фото являются наглядным примером решения подобной задачи. Их изучение гарантировано обеспечит успех создаваемой системы. Нередко в помощь начинающим отличным примером может служить видеокурс.
Поскольку информация, представленная в движении, имеет куда большую наполненность и структурную ценность.
Также нелишним будет ознакомиться с информацией, касающейся защиты всей цепи электрического двигателя, что даст возможность к созданию надежных систем.
- Как правильно установить варочную панель в столешницу
- Как установить инфракрасный обогреватель самостоятельно
- Как подключить кондиционер к электросети самому
- Подключение телефонной розетки rj11, схема
в прямом и обратном направлении с помощью концевых выключателей
Эта статья посвящена управлению двигателем в прямом и обратном направлении с помощью концевых выключателей и кнопок.
Как правило, это соединение в основном используется в конвейерных системах в промышленности. Всякий раз, когда нажимается кнопка пуска, двигатель начинает вращаться либо вперед, либо назад, в зависимости от входа, после получения сигнала от концевых выключателей двигатель останавливается.
Основным пунктом уведомления в этом соединении является система блокировки, т. е. когда двигатель вращается в прямом направлении, вы не можете заставить двигатель вращаться в обратном направлении, если не остановите двигатель перед изменением его направления, и наоборот.
Компоненты
Ниже показаны необходимые компоненты для цепей прямого и обратного хода двигателя.
- Миниатюрный автоматический выключатель (MCB)
- Контактор
- Концевые выключатели
- Кнопки
- Кнопка «Пуск»
- Кнопка «Стоп»
- Мультиметр
- Токоизмерительные клещи
Схемы цепей
Этот регулятор прямого и обратного хода имеет две цепи.
Это:
- Силовая цепь
- Цепь управления
Силовая цепь
Основными компонентами, используемыми в силовой цепи, являются 3-полюсный автоматический выключатель и два контактора для прямого и обратного управления двигателем.
MCB защищает двигатель от перегрузок и неравномерных колебаний. Контакторы используются для замыкания и размыкания контакта с нагрузкой (двигателем).
В этой связи важно отметить, что любая из двух фаз была перепутана для противоположных направлений вращения двигателя.
Цепь управления
Двигатель в цепи питания управляется компонентами в цепи управления.
Основными компонентами цепи управления были кнопки пуска и останова, катушки контактора и концевые выключатели.
Концевые выключатели использовались для определения конечного положения, а катушки контактора использовались для включения контактора в силовой цепи.
Управление двигателем в прямом и обратном направлении
Трехфазное питание 440 В подается на силовую цепь для управления двигателем. Данный источник питания проходит через 3-полюсный автоматический выключатель.
MCB, электромеханическое устройство с ручным управлением для подачи питания на контактор и нагрузку.
Для схемы управления подано напряжение 240 В для управления нагрузкой через Контактор. Затем нажимается кнопка Forward Start.
Питание управления подается на размыкающие (нормально замкнутые) контакты концевого выключателя 1 и контактора реверса, что приводит в действие контактор прямого хода.
При подаче питания на катушку контактора прямого хода в цепи управления срабатывает контактор прямого хода в силовой цепи, что заставляет двигатель вращаться в прямом (по часовой стрелке) направлении.
Как только концевой выключатель 1 получает сигнал, его состояние изменяется с NC (нормально замкнутый) на NO (нормально разомкнутый), что обесточит катушку контактора прямого хода.
Катушка контактора прямого хода в цепи управления была обесточена в цепи управления, поэтому контактор прямого хода был деактивирован.
Итак, питание двигателя было отключено. Теперь двигатель перестал вращаться.
Поскольку прямое и обратное управление использовалось в основном на конвейерах, после достижения предела его следует реверсировать.
Таким образом, для реверсивного управления нажимается кнопка реверсивного пуска, чтобы включить реверсивный контактор.
Здесь на катушку контактора реверса подается питание в цепи управления, что приводит к срабатыванию контактора реверса в силовой цепи.
Контактором реверса питание подано на двигатель, теперь двигатель начинает вращаться в обратном (против часовой) направлении
В этом реверсивном управлении также после получения сигнала от концевого выключателя 2 контактор реверса обесточивается.
Итак, обесточивание катушки контактора реверса в цепи управления приводит к отключению контактора реверса в силовой цепи.
Итак, питание двигателя было прекращено, и двигатель перестал вращаться.
Итак, процесс продолжается. После достижения предела нажимается Пуск вперед, и двигатель начинает вращаться в прямом направлении. Этот цикл продолжается до тех пор, пока не будет нажата кнопка остановки.
Напряжение и ток измеряются с помощью мультиметра и клещей соответственно. Напряжение и ток будут одинаковыми как в прямом, так и в обратном направлении.
Для измерения напряжения два щупа мультиметра помещались на любую из двух линий цепи. Это может быть L1, L2 или L2, L3 или L1, L3.
Значение напряжения измеряется и отображается на дисплее. Это трехфазное питание, поэтому полученное значение напряжения составляет ~ 440 В.
Ток измеряется клещами. Токоизмерительные клещи также известны как трансформаторы с разъемным сердечником, железный сердечник трансформатора шарнирно закреплен, как и в случае плоскогубцев.
С трансформатором тока с разъемным сердечником и присоединенным амперметром можно измерять переменный ток, не разрывая цепь.
Для измерения тока плоскогубцы счетчика помещаются в любой из проводников. L1 или L2 или L3. Измеренное значение отображается на дисплее.
Применение
- Для перемещения материалов на конвейере
- Автоматическое открытие и закрытие ворот
- Подъем материалов в системе управления подъемным механизмом
Если вам понравилась эта статья, подпишитесь на наш канал YouTube для видеоуроков по КИПиА, электрике, ПЛК и SCADA.
Вы также можете подписаться на нас в Facebook и Twitter, чтобы получать ежедневные обновления.
Читать далее:
Будьте первыми, кто получит эксклюзивный контент прямо на вашу электронную почту.
Обещаем не спамить. Вы можете отписаться в любое время.
Неверный адрес электронной почты
Вперед Назад Схема стартера — Learn Electrician
В этой статье мы узнаем о пускателе прямого-обратного хода. Как следует из названия, пускатель вперед-назад используется для запуска двигателя с обеих сторон вперед и назад. На приведенном ниже рисунке показана схема управления и мощности схемы прямого и обратного пускателя. Эти пускатели прямого и обратного хода относятся к типу dol и не используются с двигателями мощностью выше 05 л.с. Для запуска двигателя мощностью выше 05 л.с. цепь должна быть выполнена по схеме звезда-треугольник. Эти типы стартеров используются в различных областях, например, при смешивании материалов, окрасочных машинах и т. д.
На этой схеме используются следующие материалы:
MCB – двухполюсный автоматический выключатель, используемый для проводки управления, и трехполюсный автоматический выключатель, используемый для силовой проводки.
Реле перегрузки – Реле перегрузки используются для защиты двигателя от различных типов неисправностей, таких как перегрузка, перенапряжение, пониженное напряжение, однофазное замыкание и т. д.
Контакторы – Два контактора используются один для в прямом направлении, а другой в обратном направлении.
Кнопки – Здесь используются две кнопки, одна из них для направления вперед, а другая – для направления назад.
Как показано на схеме, нам необходимо подключить блок питания к MCB (миниатюрному автомату защиты). Выход MCB должен соединиться с точкой NC реле перегрузки для сброса. После этого провод должен соединиться с размыкающими точками контактора противоположных направлений, как показано на схеме, например, для прямого контактора соедините с размыкающей точкой реверсивного контактора, а для реверсивного контактора соедините с размыкающей точкой прямого контактора. Затем выход этих точек NC соединяется с кнопками Start. Затем подключите два провода от входа и выхода кнопок к точке НО контактора для удержания контактора. Удерживая, подключите провод от выхода кнопки пуска к A1 обоих контакторов. Подсоедините нейтральный провод к A2 контактора.
Примечание:- На схеме показаны четыре кнопки. Вы также можете взять две кнопки запуска и кнопку остановки. кнопка остановки используется для остановки процесса. две кнопки снабжены двумя элементами каждая кнопка, одна из которых является нормально разомкнутой, а другая — размыкающей.
Прочтите статью, связанную со схемой пускателя прямого хода:-
- Схема управления пускателем прямого пуска
- Пускатель звезда-треугольник
- Меры предосторожности при подключении двигателя звезда-треугольник
- Разница между пускателями, устройствами плавного пуска и преобразователями частоты МКБ. Выход MCB должен соединяться с двумя контакторами. Один из них является контактором прямого хода, а другой контактором обратного хода. Здесь подключите 3-фазное питание к реле перегрузки так же, как вход, чтобы запустить двигатель в прямом направлении, но в случае реверсивного контактора мы должны поменять одну фазу для реверсирования направления двигателя, как показано на рис. диаграмма. Выход этих контакторов подается на двигатель через реле перегрузки для защиты двигателя. Схема работы прямого и обратного пускателя
Когда мы включаем питание, через реле перегрузки NC точка и контактор NC point доходят до кнопки пуска. Когда нажата любая кнопка пуска, питание достигает точки A1 контактора, а также точки NO контактора, что приводит к тому, что контактор остается в положении удержания. Теперь при нажатии кнопки прямого пуска контактор прямого хода удерживается, и двигатель начинает работать в прямом направлении. Это же действие подразумевает обратный пуск двигателя.
Схема автоматического пускателя прямого и обратного хода с таймером
Полностью автоматический пускатель прямого обратного хода с таймерной диаграммойРабота автоматического пускателя прямого обратного хода
При нажатии кнопки пуска контактор K1 ВКЛ на установленное время в таймере 1, когда таймер 1 завершает свое время контактор 2 включится на время, установленное в таймере 2. Этот процесс будет повторяться снова и снова автоматически. Чтобы остановить этот процесс, нажмите кнопку остановки.
Диаграмма ПояснениеЗдесь
K1 = главный контактор
T1 = Таймер 1
T2 = Таймер 2
K2 = прямое контакт. ВКЛ и удержание. Этот контактор будет включен все время работы этой схемы.
- Когда главный контактор включен, таймер (T1) работает через клемму T2 NC.
- Когда T1 работает, контактор K2 включается через T1 NC и K3 NC.
- Когда T1 завершает заданное время, таймер начинает протекать через клемму NO.
- Когда Т1 становится НО Контактор К3 работает через Т1 НО и К2 НЗ.
- При этом работает Т2.
- Когда T2 достигает заданного времени, он отключает питание T1, потому что T1 работает от клеммы T2 NC таймера.
- Теперь, на этот раз, T2 также отключается, потому что T2 получает питание от нормально разомкнутой клеммы T1 таймера.
- В это время T2 выключается, и питание поступает от клеммы NC, и, таким образом, включается таймер T1.